Абсолютный музыкальный слух

       

Виды абсолютного слуха


Исследования Д. Криса (90), О. Абрагама (76), В. Келера (89), Л. Вейнерта (105), Б. М. Теплова (67) и др. показали, что термином «абсолютный слух» обозначают фактически две способности: способность узнавать отдельный слышимый звук и способность спеть или представить себе названный звук. Первая способность встречается без второй, вторая не бывает без первой. Способность узнавать по слуху звуки, но не воспроизводить их по заданной высоте называют пассивным абсолютным слухом. Способность как узнавать по слуху, так и воспроизводить звуки по заданной высоте называют активным абсолютным слухом.

О. Абрагам нашел, что из всех обследованных им обладателей абсолютного звука, только 35% имели активный абсолютный слух.

Обладатели активного слуха не связаны при узнавании тембровыми характеристиками звуков. Они одинаково успешно узнают звуки любых инструментов, любых регистров и даже звуки, издаваемые звучащими предметами.

Обладатели же пассивного абсолютного слуха при узнавании звуков находятся в зависимости от их тембра. К наиболее легко узнаваемым относятся звуки среднего регистра фортепиано. Наиболее трудно узнаваемыми являются звуки камертонов и голоса, в том числе собственного (90; 105).

Кроме крайних случаев, характеризующих два вида абсолютного слуха, чаще встречается абсолютный слух промежуточного типа, при котором трудности узнавания звуков сочетаются в разной степени со способностью представлять и петь некоторые из них по названию (67, 124).

Доказанным можно считать и то, что пассивный абсолютный слух является таким же подлинным абсолютным слухом, как и активный, и представляет собой начальный уровень его развития. «Пассивный абсолютный слух находится как бы на полпути к активному: он представляет собой не до конца развитый абсолютный слух. Поэтому пассивный абсолютный слух, развиваясь, должен приближаться к активному», - писал Б. М. Теплов (67, 150).

Исходя из своего заключения о сущности абсолютного слуха как способности вычленять в ощущении отдельного звука музыкальную высоту, Б.


М. Теплов видел отличие пассивного абсолютного слуха от активного в степени такого вычленения. «...При пассивном абсолютном слухе вычленение музыкальной высоты в изолированном звуке менее полное, чем в активном», - писал он (67, 150). Этим Б. М. Теплов объясняет неспособность обладателей пассивного абсолютного слуха узнавать звуки незнакомых тембров или воспроизводить высоту звуков голосом по памяти.


Теперь мы знаем, что не вычленение собственно высоты из тембра в отдельном звуке является сущностью абсолютного слуха. А значит, не степень вычленения высоты в звуке отличает два вида абсолютного слуха. Обладатели пассивного абсолютного слуха способны воспроизвести голосом высоту любого звука незнакомого тембра или произвольно спеть звук и таким образом вычленить собственно высоту из тембра, но останутся неспособными узнать его.

Существование двух видов абсолютного слуха обусловлено существованием двух компонентов музыкального слуха: ладового чувства и музыкальных слуховых представлений. Выделив в мелодическом слухе эти два компонента, Б. М. Теплов характеризовал один из них как перцептивный, или эмоциональный, другой - как репродуктивный, или слуховой. Ладовое чувство, являясь перцептивным, эмоциональным компонентом, обеспечивает полноценное восприятие. Музыкальные слуховые представления, или репродуктивный слуховой компонент, лежат в основе воспроизведения. «Ладовое чувство, или эмоциональный компонент мелодического слуха, вполне объясняет психологическую природу всех тех проявлений музыкального слуха, при которых не требуется воспроизведения мелодии. Что касается последнего, то оно находится в прямой зависимости от другого компонента мелодического слуха - от музыкальных слуховых представлений», - отмечал Б. М. Теплов (67, 185).

Абсолютный слух имеет также два компонента: ладовое чувство и ладовые слуховые представления. Так же, как при относительном слухе узнавание мелодий основано на ладовом чувстве, а их воспроизведение голосом или подбор на слух возможны только при наличии достаточно ярких слуховых представлений этих мелодий, при абсолютном слухе моноладотональное ступеневое чувство обеспечивает способность воспринимать и узнавать отдельные звуки, а слуховые моноладотональные ступеневые представления - воспроизводить их в пении.



Узнавание мелодий или отдельных звуков осуществляется путем эмоционально-чувственного переживания интервальных или ступеневых ладовых качеств звуков. Воспроизвести голосом в пении эмоциональное переживание невозможно. Способность пения мелодии или отдельных звуков появляется по мере интериоризации механизма восприятия и с развитием обобщенных слуховых представлений этой мелодии или этих звуков.

Что касается неспособности при пассивном слухе узнавать звуки незнакомых тембров, то следует иметь в виду, что начальный этап формирования способности восприятия и узнавания отдельных звуков, основанный на первичных слуховых образах, характеризуется переживанием «внешнего» характера звучания при сохранении исходных контекстуальных, в том числе и тембровых, характеристик воспринятого. Моноладотональное ступеневое качество в восприятии отдельных звуков на этом этапе недостаточно обобщено, и поэтому звуки узнаются только в исходном тембровом контексте. По мере интериоризации слуховых представлений, обобщения слуховых образов, постепенно узнаванием охватываются звуки других регистров, других музыкальных инструментов и даже звуки звучащих предметов. На определенном уровне развития музыкально-слуховых представлений, характеризующемся высокой степенью их обобщенности и произвольности, появляется способность узнавать звуки любых тембров и воспроизводить высоту звуков в пении по памяти.

Кроме того, известно, что характер тембра определяется количеством и соотношением громкости слышимых обертонов. Непривычное сочетание обертонов может приводить к усложнению самой возможности узнавать звуки и к опознавательным иллюзиям.


Содержание раздела