Абсолютный музыкальный слух

       

Способ формирования и развития абсолютного слуха


Весь ход наших рассуждений приводит к признанию онтогенетического характера образования абсолютного слуха. Абсолютный слух - это особого качества ладовый слух. Ладовый слух, или ладовое чувство, формируется у каждого человека в результате восприятия музыки. Музыкальные произведения, являющиеся носителями определенных ладовых систем, объединяют звуки в характерные для каждого лада интонации, условия восприятия которых обуславливают развитие одного из видов ладового чувства и далее, одного из качеств музыкального слуха.

Абсолютный слух - это моноладотональный ступеневый слух, в основе которого лежит ступеневое моноладотональное чувство.

Известно, что любая способность формируется в деятельности, не осуществимой без этой способности. Относительный аконстантный слух формируется и развивается в интервальной полиладотональной музыкальной деятельности, которая не осуществима без интервального полиладотонального чувства и относительного слуха. Абсолютный слух формируется в ступеневой моноладотональной деятельности, которая также не осуществима без ступеневого моноладотонального чувства, то есть абсолютного слуха.

Способом формирования и развития абсолютного слуха является последовательный процесс выработки, на основе мышечных ориентировочных действий, моноладотонального ступеневого чувства, дальнейшей их интериоризации и образования симультанных слуховых представлений абсолютных музыкальных качеств звуков.

Начальный этап формирования абсолютного слуха связан с образованием ступеневого моноладотонального чувства и ступеневых моноладотональных представлений. Это не только не противоречит закономерности развития музыкального слуха, но отвечает одному из важнейших принципов дидактики: последовательности и доступности обучения. Б. М. Теплов, обнаруживший, что «в основе развития мелодического слуха лежит не чувство интервалов, которое само развивается на основе мелодического слуха, а ладовое чувство», подчеркивал, что «это положение имеет не только теоретическое, но и педагогическое значение, так как вся методика работы по развитию мелодического слуха зависит от того, из чего исходить - из чувства интервалов или из ладового (то есть ступеневого) чувства.


Несомненно, что передовая музыкально-педагогическая мысль все более и более склоняется к тому, чтобы в основу работы по развитию музыкального слуха класть воспитание ладового чувства» (67, 174).


И. П. Гейнрихс отмечает, что «ступеневые представления формируются значительно легче и быстрее, чем интервальные, и при образовании интервальных выполняют роль некоего корректора их точности. Практика показывает, что чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем точнее ими воспроизводятся соотношения интервальные и тем легче развиваются интервальные слуховые представления. Формирование и развитие ступеневых представлений является поэтому основой развития ладового чувства и, следовательно, музыкального слуха» (24, 37).

П. Ф. Вейс, исследователь систем абсолютной и относительной сольмизации восклицает: «Немало написано о музыкальных слуховых представлениях. Но до сих пор не является общепризнанным то положение, что важнейшее качество развитых музыкально-слуховых представлений - их расчлененность, что их ядром должны быть представления ладовых ступеней» (11, 9). «Примат ладового чувства по отношению к интервальному слуху имеет большое значение для музыкальной педагогики» (12, 73).

Е. В. Назайкинский, исследуя взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений, считает, что возможен подход, при котором «умение строить интервалы, слышать и определять их ограничивается определением ступеней лада». И далее: «...Исследование ладовых функций ступеней дало бы ценный материал не только для теории лада, но и для практики воспитания музыкального слуха» (52, 67, 70).

На важность приоритетного развития ступеневого чувства указывали, кроме перечисленных выше авторов, также П. П. Мироносицкий (48), Н. И. Рихтер (64), Н. М. Ладухин, А. Л. Островский, А. П. Агажанов (1) и др.

Итак, первым, наиболее верным, рациональным, простым, доступным и чрезвычайно перспективным шагом в формировании музыкального слуха, и абсолютного, и относительного, является воспитание ступеневого чувства.



Последовательно усваиваются диатонические звуки, устойчивые и неустойчивые, затем хроматические. В результате воспитывается до-центрическое ладотональное ступеневое чувство и способность узнавать и определять все 12 звуков хроматического темперированного музыкального звукоряда.


Этот этап является определяющим для формирования абсолютного слуха. Замена ступеневой, моноладовой и монотональной основы обучения на интервальную, полиладовую и, особенно, политональную, уводит процесс в направлении формирования относительного слуха.

Сформированный и достаточно интериоризованный на этом этапе абсолютный слух в большинстве случаев может и должен в дальнейшем самостоятельно поддерживаться и развиваться в обычных полиладотональных музыкальных условиях. Но для ускоренного его развития на втором этапе могут быть использованы педагогические методы интенсификации процесса интериоризации моноладотональных ступеневых представлений.

Содержание работы этого этапа развития абсолютного слуха включает последовательный процесс сокращения длительности реакции узнавания, охвата все большего количества узнаваемых звуков, достижения внетембрового и селективного его уровней.

Следующий этап работы состоит в развитии репродуктивной способности абсолютного слуха.

Заключительный этап работы, связан, очевидно, с образованием симультанных и межчувственно-ассоциативных представлений.

Особые организационно-педагогические условия и методические принципы требуются только на первом этапе работы, этапе формирования абсолютного слуха. Дальнейшее его развитие на втором и следующих этапах может осуществляться в рамках традиционных методик с учетом необходимости сбалансированного сочетания константного и аконстантного типов ладотонального музыкального восприятия.

Проведенные автором экспериментальные исследования возможности формирования абсолютного слуха на ступеневой моноладотональной основе вполне подтвердили эффективность методики и показали, что не только дети, но и взрослые музыканты, имеющие относительный слух, при использовании ступеневого моноладотонального принципа обучения могут сформировать подлинный абсолютный слух, а вместе с ним приобрести и более высокие возможности в музыкальном развитии и музыкальном творчестве.

Перспективы дальнейшего совершенствования методик воспитания профессионального слуха музыкантов в рамках относительного восприятия представляются в значительной мере исчерпанными. Выход на качественно новый, более высокий уровень развития слуховой музыкально аналитической способности, очевидно, связан с разработкой и внедрением технологий, основанных на принципах приоритетного формирования ступеневого моноладотонального чувства, константного типа ладотонального восприятия музыкальных звуков, признания абсолютного слуха обязательной профессиональной способностью и сочетания абсолютного и относительного компонентов музыкального слуха.



Методика этого этапа обучения отработана и подробно описана многими авторами, в частности И. П. Гейнрихсом (24), Ю. П. Козыревым (36) и др.

Но «абстрактного ладового чувства не бывает. Отсюда вытекает важный педагогический вывод: первоначально воспитание слуховых навыков<...> следует строить на развитии у учащихся одного определенного лада» (24, 33).

При естественном формировании абсолютного слуха в детском возрасте выбор монолада определяется случайными факторами, в большей степени - конструкцией клавиатуры музыкального инструмента. Выбор монолада при педагогическом руководстве процессом формирования абсолютного слуха должен определяться практической его распространенностью, степенью использования в музыкальной литературе, интонационной устойчивостью и удобством для восприятия и воспроизведения. Таким ладом для европейцев может быть любой лад мажорно-минорной системы, но на начальном этапе работы предпочтительнее, по нашему мнению, натуральный мажорный лад.

Условием выработки абсолютного слуха должно быть также длительное освоение одной тональности. Сторонниками монотонального принципа обучения на начальном этапе развития музыкального слуха были, кроме названных Э. Жак-Далькроза, Г. А. Любомирского, Б. И. Уткина, Б. Тричкова, также А. П. Агажанов, который полемизируя с А. Л. Островским, писал: «Долгое “сидение” в одной тональности не может явиться “тормозом” развития музыкальности, такое “сидение” может быть методическим приемом, и это вполне допустимо» (3, 7).

Выбор монотональности не имеет принципиального значения, так как все тональности одного лада в темперированной системе интервально тождественны. Тональность «до» предпочтительнее, так как не имеет ключевых знаков, располагается на белых клавишах клавиатуры фортепиано и удобна своей наглядностью.

Воспитание моноладотонального ступеневого чувства представляет собой процесс усвоения в восприятии и представлении моноладотональных ступеневых качеств звуков до-мажорного хроматического лада на основе характерных интонаций тяготения ступеней лада к тонике.


Содержание раздела