Абсолютный музыкальный слух



         

Психологическая природа абсолютного слуха - часть 2


Какими же психологическими путями осуществляется восприятие, усвоение и узнавание ладового качества звуков?

В психологии известно, что «условием адекватного восприятия отдельного предмета является адекватное восприятие предметного мира в целом и отнесенности предмета к этому миру» (33, 149). По утверждению И. М Сеченова, «всякий предмет или явление фиксируется в памяти не иначе, как членом пространственной группы, или членом преемственного ряда, или тем и другим вместе» (65, 343).

Такой пространственной группой и таким преемственным рядом в музыке является музыкальный лад. Отдельные звуки и интонации лад объединяет в систему средств музыкальной выразительности, делая их соучастниками музыкального высказывания, музыкального контекста. Постепенно происходит слияние, «спаивание» в восприятии отдельных звуков и интонаций с музыкально-ладовым контекстом. Благодаря такому «спаиванию» отдельные звуки и отдельные интонации чувственно накладываются на сохраненную корой мозга «ладовую канву». Это «спаивание» с контекстом обнаруживается даже тогда, когда музыкально-ладовый контекст представлен лишь следовым рисунком (в виде сохранения корой следов от ранее полученных раздражений), когда слышимые отдельные звуки и интонации все же воспринимаются как часть организованного целого. Отдельный звук и отдельная интонация воспринимаются не как «повисшие в воздухе», а как точка или штрих в «ладовой канве», с которой прежде в аналогичных случаях нервная система имела дело. Поэтому смысловое содержание отдельных звуков и интонаций определяется не только и не столько их собственным содержанием (частотой, тембром, высотным отношением), но, главное, местом и значением в данном ладу. Иначе говоря, ладовое качество отдельных звуков и интонаций может определяться соотношением ладового стереотипа, активно действующего или полустертого следового (9, 66).

Вследствие этого воспринимать ладовое качество звуков, а значит, и узнавать их способны как обладатели абсолютного, так и обладатели относительного слуха.




Содержание  Назад  Вперед