Только при достаточно длительном совпадении
Только при достаточно длительном совпадении этих двух значений звука, обеспечиваемом при использовании одной любой тональности, формируется монотональное чувство. Именно в монотональных условиях происходит «спаивание» в восприятии отдельных звуков не только с моноладовым, но и монотональным контекстом, в результате чего каждая ступень лада приобретает в представлении единственный высотный уровень, а значит, каждый отдельный звук может узнаваться не только как элемент лада, но и как элемент музыкального звукоряда.
Итак, третьим условием формирования способности восприятия ладового качества отдельного звука и воспитания абсолютного слуха является развитие монотонального чувства.
Теперь мы можем ответить на второй по значимости вопрос: при каких условиях формируется способность воспринимать, различать, запоминать и узнавать ладовое качество отдельных звуков и при каких условиях музыкальный слух направляется по абсолютному пути развития?
Способность восприятия ладового качества отдельных звуков и абсолютный слух формируются при условии развития ступеневого, моноладового и монотонального чувства. В основе формирования абсолютного слуха лежит моноладотональное ступеневое чувство.
Нарушение одного из этих трех условий: замена ступеневого на интервальное, моноладового на полиладовое и особенно монотонального на политональное чувство направляет развитие музыкального слуха по пути относительного восприятия. Отличие абсолютного слуха от относительного, следовательно, заключается в том, что его формирование происходит в одной ладотональности, а значит, «спаивание» отдельных звуков-ступеней осуществляется в восприятии с моноладотональным, а не полиладотональным контекстом.
Ладовое чувство обладателей абсолютного слуха имеет ступеневую моноладотональную природу, в то время как природой относительного слуха является интервальное полиладотональное чувство.
Именно поэтому при абсолютном слухе не только выработанное ступеневое моноладотональное чувство «вылавливает» и упорядочивает в восприятии отдельные звуки и, придавая им моноладотональное ступеневое качество, позволяет их узнавать, но и каждый отдельный звук, носитель закрепленного за ним в представлении ступеневого моноладотонального качества способен этот моноладотональный контекст чувственно актуализировать и выполнить роль моноладотональной настройки.
Содержание Назад Вперед
Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий