Абсолютный музыкальный слух

       

Порог различения высоты звуков по абсолютному слуху


Нами отмечалось, что наименьший порог различительной чувствительности, то есть минимально возможное различение по высоте двух звуков у человека, равен 2 центам.

По данным П. Пэара, В. Штрауба, Л. В. Благонадежиной, Б. М. Теплова, замечаемые отклонения, то есть величина порогов различения двух звучащих высот в средних октавах, у большинства людей находятся в пределах от 6 до 40 центов.

Для определения порога различения высоты по абсолютному слуху испытуемым предлагалось сравнить высоту реального звучания с высотой представляемого звука. О. Абрагам и Н. А. Гарбузов выявили, что музыканты с абсолютным слухом замечают отклонение от звуковысотного стандарта, если оно не менее 32-80 центов. Это означает, что порог различения высоты по абсолютному слуху в 2-5 раз выше, чем порог различения двух реальных звучаний. Иначе говоря, звуковысотная чувствительность по абсолютному слуху минимум в 2 раза ниже чувствительности к реальным звучаниям. Это в среднем. У одних и тех же лиц разница может быть еще большей. Так, у О. Абрагама чувствительность абсолютного слуха в 8 раз меньше его же чувствительности к двум реальным звучаниям.

Физический звукочастотный слух у всех людей, с точки зрения рецепторной концепции Г. Гельмгольца, является абсолютным. Отсутствие абсолютного музыкального слуха у многих людей объяснялось высоким порогом их звуковысотной различительной чувствительности, то есть недостаточной остротой слуха.

Неожиданный факт чрезвычайно низкой звуковысотной чувствительности абсолютного слуха заставил Н. А. Гарбузова признать сам термин «абсолютный слух» не соответствующим действительности. Б. М. Теплов сформулировал следующий вывод: «Ясно, что точность абсолютного слуха <...> находится в других пределах, чем точность звуковысотного различения» (68, 66).

Если предположить, что узнавание звуков по абсолютному слуху основано на сенсорном отражении звукоточки в высотной шкале, то при порогах различения в 32-80 центов не может быть и речи не только о легкости и скорости, но и о самой возможности узнавания. Так же, как и относительный, абсолютный слух имеет зонную природу. Различаются и узнаются не звукоточки, а зоны качества. «Абсолютный слух как “музыкальная способность” вырабатывается в качестве способности узнавать в звуковысотном ряду “зоны” определенной ширины, а не отдельные “точки” этого ряда» (27). Различение, запоминание и узнавание каждой из 12 зон-ступеней одной темперированной октавы возможно лишь на основе ладового чувства. Абсолютный слух не нуждается в особой тонкости различения высоты. Он нуждается в особом качестве восприятия каждой из 12 зон темперированного строя. Таким особым качественным восприятием для обладателей абсолютного слуха является моноладотональное ступеневое восприятие 12 звуков октавного звукоряда.



Содержание раздела