Абсолютный музыкальный слух

       

Обнаружение абсолютного слуха


Среди музыкантов распространено мнение о том, что образование абсолютного слуха является результатом развития относительного слуха. Это мнение разделяется и рядом исследователей (27).

Однако нет ни одного серьезного свидетельства выработки абсолютного слуха естественным путем во взрослом возрасте, в том числе и у профессиональных музыкантов, на протяжении всей жизни совершенствующих свой относительный музыкальный слух.

Все достоверно известные случаи обнаружения абсолютного слуха относятся к детскому возрасту. Из многочисленных свидетельств выявления абсолютного слуха следует, что обнаруживается он сразу же после знакомства детей с названиями нот в дошкольном или младшем школьном возрасте и что процесс образования абсолютного слуха у таких детей проходит легко, без специального педагогического вмешательства и скрытно от наблюдения взрослых. Примером может служить сообщение С. М. Майкапара об обнаружении абсолютного слуха у С. И. Танеева: «...На первом же уроке музыки, когда ему показали на рояле ноты, он сразу стал узнавать на слух и называть их. Ему было тогда всего пять лет» (43, 103).

Считается также, что абсолютный слух появляется сразу в полной мере в окончательной и совершенной форме, «как готовый самородок в вполне законченном виде» (44, 208), и не требует дальнейшего развития.

В действительности каждый будущий обладатель абсолютного слуха накапливает узнаваемые звуки.

Вот описание М. Гебхардтом процесса формирования и развития абсолютного слуха у одаренного мальчика. «В три года два месяца мать, сыграв на фортепиано звук “до”, назвала его мальчику. На следующий день он узнал его в ряду различных звуков и больше уже никогда не путал с другими <...> В три с половиной года он владел уже всеми звуками первой октавы <...> Через полгода он также незаметно, играя, выучил все звуки других октав среднего регистра, а также мог уже узнавать “ля” на скрипке и “ля”, “соль”, “ре” на виолончели <...> В пять с половиной лет <...> звуки фортепиано мальчик узнавал совершенно безошибочно» (82; 83).


Период формирования может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Совершенствование абсолютного слуха, так же, как и относительного, у профессиональных музыкантов продолжается всю жизнь.

Существует достаточно много примеров несовершенного абсолютного слуха. Одним из таких примеров можно считать факт существования так называемого пассивного абсолютного слуха, который Б. М. Теплов охарактеризовал как «не до конца развитый абсолютный слух» (67, 150).

Факты обнаружения абсолютного слуха в детском возрасте и отсутствие свидетельств образования его у взрослых объясняются ступеневой моноладотональной его природой. Абсолютный слух образуется только в период формирования ладового чувства до развития относительного слуха. Ладовое чувство формируется у детей и практически у всех завершается в дошкольном возрасте. Многие данные свидетельствуют, что ладовое чувство формируется очень рано, уже к 3-4 году жизни, а к семилетнему возрасту развито настолько, что в дальнейшем не видно никакого заметного прогресса и «задачи, непосредственно к нему апеллирующие, принадлежат к числу наиболее легко решаемых средним ребенком» (67, 167). Формирующееся ладовое чувство всегда конкретно и обязательно принимает одно из двух качеств: ступеневое или интервальное, моноладотональное или полиладотональное. Первое, как мы знаем, составляет основу абсолютного слуха, второе - относительного. Большинству детей не удается на достаточное время удержаться в моноладотональности и у них формируется полиладотональное чувство и относительный слух, который по мере развития укрепляет интервальные полиладотональные представления и все более затрудняет и даже исключает в дальнейшем возможность образования абсолютного слуха естественным путем.

Ступеневой сущностью абсолютного слуха объясняется также легкость, скорость и скрытность его образования.

Педагоги-сольфеджисты знают, как трудно формируются интервальные представления и какой проблемой для большинства учащихся является, например, задача определения интервалов на слух.



Без специальной направленной педагогической работы и специальных упражнений интервальные представления могут не сформировываться (24, 37).


Совсем по-другому обстоит дело со ступеневыми представлениями. Ступеневое чувство и ступеневые представления образуются сами собой при восприятии определенного лада. Для их формирования у большинства детей не требуется специальной педагогической работы и специальных упражнений (24, 35).

Интервальные представления появляются на основе ступеневых. Ступеневые представления первичны, интервальные - вторичны в логике развития музыкального слуха. Несоблюдение этой логики в практике воспитания музыкального слуха является методической ошибкой, приводящей к нарушению основного принципа дидактики: последовательности и доступности обучения.

Приоритетное воспитание ступеневого чувства и формирование ступеневых представлений является поэтому наиболее естественным, простым, доступным и методически верным шагом в развитии музыкального слуха, как относительного, так и абсолютного.


Содержание раздела