Абсолютный музыкальный слух



         

Критерии подлинности абсолютного слуха - часть 2


И именно это объясняет многочисленные примеры существования не до конца развитого абсолютного слуха, отмечаемые многими исследователями, например, А Веллеком (13, 19), М. В. Карасевой (34, 113), Б. И. Уткиным, который писал: «Абсолютный слух встречается самых разных уровней <…> Среди “абсолютчиков” встречаются учащиеся с обычными недостатками: плохо слышат интервалы, аккорды, нижний голос в двухголосных диктантах, путают тембры инструментов, нечисто интонируют и т. д. и т. п.» (70, 15).

С этим уточнением, выводы Б. М. Теплова вполне согласуются с защищаемым нами положением о моноладотональной ступеневой сущности абсолютного слуха и вполне исчерпывают перечень критериев его подлинности. Выводы Б. М. Теплова согласуются также с музыкально-педагогической практикой, которая давно определились с выбором критерия и безошибочно пользуется им в диагностике и оценке перспектив слухового развития обладателей абсолютного слуха.

Таким образом, критериями подлинности абсолютного слуха являются:

· короткое время реакции узнавания звуков;

·         непосредственный и безотносительный характер их узнавания;

·         сохраняемость абсолютного слуха в обычной музыкальной деятельности.

В музыкальной энциклопедии дано следующее определение абсолютного слуха. «Абсолютный слух - это особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука: способность узнавать и определять, используя названия нот, высоту отдельных звуков мелодии, аккорда, даже немузыкальных звуков, воспроизводить голосом или на инструменте с нефиксированной высотой звуков звуки заданной высоты, не сравнивая их с другими, высота которых известна» (60, 103).

Приведенная формулировка лишь описывает проявления абсолютного слуха и недостаточно содержательна по следующим основаниям.

Во-первых, абсолютный слух не является «особым видом памяти». Он не является и просто видом памяти. Абсолютный слух, как показано, лишь проявляется в свойствах памяти, но сущностью его остается особое качество восприятия отдельных звуков.




Содержание  Назад  Вперед