Абсолютный музыкальный слух


Характерные особенности абсолютного слуха


К характерным особенностям абсолютного слуха следует отнести:

· его малую распространенность;

·         обнаружение его в детском возрасте; легкость и скрытность от наблюдения процесса его формирования и развития;

·         существование двух видов абсолютного слуха: пассивного и активного;

·         множественность и рассеивание величины ошибок при узнавании звуков;

·         короткую длительность реакции узнавания звуков;

·         низкую звуковысотную чувствительность;

·         наличие 12 опознавательных эталонов.

Часть особенностей абсолютного слуха объяснялась врожденным характером этой способности. Другая оставалась без объяснения.

Проанализируем характерные особенности абсолютного слуха с позиций моноладотональной ступеневой его природы.

                                      1. Малая  распространенность абсолютного слуха

Первое, что обнаруживается простым наблюдением и отмечается многими исследователями - это факт чрезвычайно малой распространенности абсолютного слуха.

Так, анкетные опросы 495 музыкантов, проведенные В. Гекером и Т. Цигеном, показали, что только 35 человек из них считают себя обладателями абсолютного слуха, что составляет 7% опрошенных (85). А. Веллек отметил абсолютный слух у 8,8% наблюдаемых им музыкантов (106). Г. Ревеш обнаружил его у 3,4% исследованных (101). Б. М. Теплов, наблюдавший около 250 музыкантов-педагогов, нашел среди них не более 7% обладателей абсолютного слуха (67). А. Раковский констатирует, что абсолютный слух присущ 1% музыкантов (99).

Наши наблюдения дают 6,4% преподавателей трех музыкальных училищ Курской области, имеющих абсолютный слух.

Несмотря на некоторый разброс цифр, можно считать установленным факт малой распространенности абсолютного слуха среди музыкантов, не превышающей 9%, а в среднем составляющим 6-7%.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин