Абсолютный музыкальный слух


Генезис абсолютного слуха - часть 2


Их теоретическое обоснование и усвоение путем выделения из контекста, установления связей между элементами лада, осознание направления тяготений и т. п. используется в учебной работе как методический прием для придания наглядности, разъяснения и осмысления тонких эмоциональных переживаний, но не является первичным и обязательным для воспитания ладового чувства. Поэтому обладатели абсолютного слуха, в отличие от наученных осмысливать свои эмоционально-ладовые переживания при слуховом анализе, не помнят, да и не могут помнить, как, из чего возникло, и что представляет собой индивидуализирующее отдельный звук восприятие.

Но, конечно, не это главным образом объясняет отсутствие указаний на ладотональное притяжение в описании процесса узнавания звуков опытными профессиональными музыкантами, обладателями абсолютного слуха.

Противоречие все же существует. Оно отражает различие между явлением и сущностью абсолютного слуха как психической функции. Суть его раскрывается в учении Л. С. Выготского об интериоризации и дальнейшем развитии этого учения в работах П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и др.

О генезисе высших психических функций Л. С. Выготский писал: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» (18, 197-198). Психические функции вначале формируются как внешние экстериоризованные формы деятельности и лишь затем, в результате интериоризации, становятся психическими процессами человека. Эти психические функции в процессе становления и развития видоизменяются, преобразуются, их сложное строение и сущность уходят вглубь, утрачивают наглядность; взамен ее на передний план выступает результат интериоризации - явление, несущее иллюзию простого элементарного физиологического или логического акта.

Приведем полностью три фундаментальных вывода Л. С. Выготского, сформулированные П.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин