Абсолютный музыкальный слух


         

Короткая длительность реакции узнавания звуков


Короткая длительность реакции узнавания звуков объясняется ладовой сущностью абсолютного слуха. Звуки узнаются по их ладовым качествам. Как неоднократно указывалось, ладовые качества звуков воспринимаются и узнаются на основе эмоционального переживания их функционального смысла, ладового качества. Такое узнавание, в отличие от узнавания по тембровому критерию или чувству интервала, не требует пропевания и операции осмысления, вычисления, сравнения. «Дифференцировка предполагает узнавание без непосредственного сравнения. Она обращена к функции того же рода, которая имеет место при так называемом абсолютном слухе» (68, 62). Звуки узнаются почти мгновенно, по оттенку эмоционального переживания. Узнаванию звуков не мешают посторонние шумы, отвлечение внимания и пр., что невозможно при тембровом или интервальном механизме узнавания, требующим концентрации внимания, напряжения, пропевания, умственных действий сравнения, осмысления, умозаключения и т. п.

В наших экспериментах по искусственному формированию абсолютного слуха обнаружилось, что не всякое скорое узнавание отдельных звуков по их ладовому качеству можно назвать абсолютным слухом в принятом смысле. Существует граница скорости, до которой восприятие и узнавание звуков еще обусловлено исходным моноладотональным контекстом и при смене ладотональности нарушается, но после которой узнаванию звуков не мешают ладотональные перестройки. Эта граница имеет количественное выражение. Как известно, количественные показатели используются с целью контроля за динамикой развития навыка чтения в начальных классах общеобразовательной школы и выражаются в количестве читаемых в минуту слов. При скорости чтения менее 100-120 слов в минуту еще нельзя говорить о сложившейся способности. Психофизиологические механизмы чтения еще недостаточно автоматизированы и интериоризованы. Смысл прочитанного при этом воспринимается читающим фрагментарно или не воспринимается совсем. Только скорость чтения более 120 слов в минуту свидетельствует о достаточной интериоризации, сформированности функционального органа, способности осмысленного чтения и возможности ее дальнейшего самостоятельного развития.


Содержание  Назад  Вперед