Абсолютный музыкальный слух

       

Абсолютный слух и музыкальность


Как отмечалось выше, распространенность абсолютного слуха среди музыкантов невелика и составляет 6-7%. Вместе с тем отмечается значительное увеличение доли обладателей абсолютного слуха среди выдающихся музыкантов. Известно также, что практически все великие композиторы, дирижеры, исполнители имели абсолютный слух. Эти факты свидетельствует о том, что абсолютный слух не является фактором, безразличным для развития музыкально-слуховых способностей, музыкальности в целом и для достижения высоких творческих результатов в музыкальном искусстве.

К. Штумпф, первый исследователь абсолютного слуха, прямо связывал эту способность с выдающимся музыкальным дарованием. Н. А. Римский-Корсаков также считал, что высшие слуховые способности «обыкновенно или, по крайней мере, весьма часто совпадают «...» с абсолютным слухом» (62, 40-59).

Однако, чаще высказываются негативные оценки значения абсолютного слуха для музыкальной деятельности и перспектив профессионального музыкального образования его обладателей. Ряд авторов признают проявления абсолютного слуха препятствием и тормозом музыкального развития, помехой полноценному эмоциональному переживанию музыки. Анализ приводимых ими аргументов показывает, что такие оценки исходят из понимания абсолютного слуха как способности фиксировать и запоминать частотные или тембровые характеристики звуков, при которой «звук со всеми его спектральными составляющими - гармониками и негармоническими призвуками - прочно запоминается именно в этих его определенных частотных характеристиках» (53, 78-79). Абсолютный слух характеризуется ими как слух «пуантилистический», «додекафонный», «абстрактно-тембровый», «неинтонационный», как «слух настройщика». Действительно, такой слух, отражающий физические свойства звуков, может являться препятствием, тормозом и «медвежьей услугой» музыканту. Но абсолютный слух не физический частотный или абстрактно-тембровый, а ладовый слух, так же, как и слух относительный. И при таком понимании вопрос о его ценности и значении для музыкальности может решаться только позитивно.


Научное решение вопроса соотношения абсолютного слуха и музыкальности дано Б. М. Тепловым (67, 151-159). Абсолютный слух позволяет непосредственно слышать музыкальное качество отдельных звуков и характер тональностей. Это облегчает осознание модуляций, способствует развитию гармонического слуха. Абсолютный слух облегчает выучивание нотного текста, увеличивает объем музыкальной памяти, значительно облегчает запись музыкальных диктантов и пение с листа, качественно совершенствует музыкальные представления.

«Основное, что дает абсолютный слух, - отмечал Б. М. Теплов, - это возможность более аналитического восприятия музыки» (67, 157). «Абсолютный слух облегчает всякий вообще анализ музыки» (67, 159). При этом абсолютное слышание не только приводит к «возникновению иных характеристик музыкальных ощущений, музыкального восприятия, музыкальных представлений и музыкальной памяти, но и способствует углублению музыкального переживания» (27, 19).

Все это свидетельствует о том, что абсолютный слух находит широкое применение в музыкальной деятельности, облегчает обучение музыке и решение сложных профессиональных задач, способствует продуктивности работы и достижению высоких творческих результатов.

Музыкальный слух включает в себя интонационный, мелодический, гармонический компоненты. Рассмотрим, в каком отношении к ним находится абсолютный слух.

Интонационный слух, проявляющийся в чувствительности к точности и чистоте музыкальной интонации, основан на ладовом чувстве как способности тонкого эмоционального переживания и различения ладовых функций звуков. Нет оснований соглашаться с утверждениями об интонационной глухоте обладателей абсолютного слуха уже потому, что эмоциональное переживание ладовых качеств звуков, позволившее их различать, запоминать и узнавать, никак не слабее ладового чувства обладателей относительного слуха. Яркость и сила эмоционального переживания ладовых качеств звуков является главным условием естественного формирования абсолютного слуха и важнейшей основой интонационного слуха.



Мелодический слух проявляется в способности воспринимать и переживать выразительное содержание мелодии, узнавать и воспроизводить ее. В основе развития мелодического слуха, как показали исследования Б. М. Теплова лежит не интервальное чувство, которое само развивается на основе мелодического слуха, а ладовое, то есть ступеневое. «Мелодический слух имеет <...> две основы - ладовое чувство и музыкальные слуховые представления» (67, 182).

Хорошо развитое ладовое чувство и способность к слуховому представлению, приводящие к различению, запоминанию, узнаванию и воспроизведению отдельных звуков, исключают признание объективных предпосылок, затрудняющих развитие мелодического слуха у обладателей абсолютного слуха. Напротив, абсолютный слух дает дополнительное преимущество, чрезвычайно полезное во многих видах учебной работы, - слышать абсолютное ладотональное качество как отдельных составляющих мелодию звуков, так и тональность воспринимаемой мелодии. Правда, развитие способности интервального восприятия и переживания выразительного содержания мелодий у обладателей абсолютного слуха может задерживаться в силу замещения ее способностью дискретного восприятия мелодии как ряда звуков. «Абсолютный слух может задерживать развитие других сторон музыкального слуха постольку, поскольку он их замещает и снимает практическую надобность в них», - писал Б. М. Теплов (67, 153). Однако нет оснований относить этот недостаток непосредственно к абсолютному слуху. Неразвитость мелодического слуха отмечается независимо от наличия или отсутствия абсолютного слуха. Абсолютный слух скорее способствует, чем препятствует развитию мелодического слуха, так как его носители имеют повышенную эмоциональную чуткость к ладовым качествам звуков и в слуховом представлении при воспроизведении мелодий не связаны необходимостью опоры на предшествующие звуки.

Полифонический, гармонический и функциональный компоненты музыкального слуха объединяются под общим понятием «гармонический слух».

Полифонический слух проявляется в способности узнавать и воспроизводить несколько одновременно звучащих мелодических горизонтальных линий, а также воспринимать выразительное содержание как каждой из них в отдельности, так и качественное своеобразие их сочетания.



Гармонический слух является способностью аналитического слухового восприятия и воспроизведения в отдельном созвучии составляющих его по вертикали звуков и переживание качественного своеобразия их сочетания.

Функциональный слух - способность восприятия и переживания ладовых качеств созвучий.

Как показали исследования, гармонический слух представляет собой проявление мелодического слуха по отношению к созвучиям и вообще ко всякой многоголосной музыке. Гармонический слух имеет те же основы, что и мелодический слух: ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Он развивается при условии хорошо развитого мелодического слуха и представляет собой следующую, более высокую ступень развития музыкального слуха. «Эта ступень связана с качественной перестройкой тех основных способностей, которые лежат в основе музыкального слуха <...> но никаких принципиально иных способностей она не требует» (67, 223).

Развитие гармонического слуха непосредственно связано с задачей слухового звуковысотного анализа. Слуховой анализ созвучий, в особенности отдельных, взятых вне музыкального движения, в значительной мере облегчается при обладании абсолютным слухом. Таким образом мы можем вместе с Б. М. Тепловым признать, что «развитие гармонического слуха в большей мере, чем развитие мелодического слуха, облегчается при наличии абсолютного слуха» (67, 224).

В начале мы отмечали, что и относительный, и абсолютный слух имеют своим истоком ладовое чувство. Мы можем также сказать, что совершенствование и относительного, и абсолютного слуха тесно связано с развитием силы, яркости, живости, произвольности и мобильности музыкально-слуховых представлений. И обладатели абсолютного слуха имеют в этом очевидные преимущества, так как способность к произвольному оперированию музыкальными образами, очевидно, облегчается при наличии абсолютного слуха, который, как отмечалось, не связан необходимостью опираться на предшествующее звучание.

В определенном смысле можно сказать, что абсолютный слух является одновременно как следствием рано проявляющихся музыкальных задатков ребенка, так и фактором успешности их развития.



Уже указывалось, что абсолютный слух недостаточен для подлинного восприятия и воспроизведения музыки. Только в сочетании с относительным абсолютный слух обеспечивает высокое развитие музыкально-аналитической способности, требующей к тому же и достаточных теоретических знаний, и развитого музыкально-теоретического мышления. Для других видов музыкальной деятельности, например исполнительской, необходим еще целый комплекс способностей, таких, как исполнительская техника, исполнительская воля, способность к творческой интерпретации замысла композитора, а также отмечаемые Б. М. Тепловым так называемые общие способности: сила, богатство и инициативность воображения, концентрированность внимания, интеллектуальная и эмоциональная содержательность личности и др.


Иметь абсолютный слух вовсе не значит иметь замечательный слух. Так же, как иметь относительный слух не значит иметь слух плохой. Абсолютный или относительный слух указывают на особые, отличающие их психофизиологические механизмы восприятия и воспроизведения отдельных звуков, а не на уровни развития слуха. Уровень развития слуха, и абсолютного, и относительного, определяется двумя основными музыкально-слуховыми способностями: ладовым чувством и слуховыми представлениями, а способность узнавать и воспроизводить отдельный звук является лишь фактором, благоприятствующим развитию музыкального слуха и, в целом, музыкальности.

Само по себе обладание абсолютным слухом еще не гарантирует высокого уровня музыкального развития и, разумеется, им не исчерпывается. Известны примеры достижения высоких степеней музыкальности лицами без абсолютного слуха. Но в сочетании с другими специальными и общими способностями обладатель абсолютного слуха, при всех других равных условиях, имеет значительное преимущество в музыкальном развитии и в музыкальном творчестве. И факт практически 100-процентного обладания абсолютным слухом великих музыкантов это подтверждает. Этот же факт подтверждает, что только абсолютный или только относительный слух сами по себе не являются достаточными для успешной профессиональной музыкальной деятельности.Хорошим профессиональным музыкальным слухом можно назвать только такой слух, который сочетает абсолютный и относительный его компоненты.


Содержание раздела