Русское народно-песенное творчество оплодотворяло в XVIII веке все новые музыкальные жанры. Под его непосредственным воздействием складывалась новая - светская и профессиональная - русская музыкальная культура. Вместе с тем в XVIII веке, во-первых, неуклонно расширился круг тематики народной песни в связи с изменением бытового уклада страны. Во-вторых, особое место заняла городская песня, которая приобщилась отчасти к формам, приемам и стилю профессиональной музыки. В-третьих, началась запись и обработка русской песни. И, если опера складывалась под влиянием песенной мелодики, то само изложение песен происходило под растущим воздействием оперного стиля и вообще стиля профессионального музыкального искусства.
До XYIII века, по-видимому, не имели такого распространения песни, «служилого люда», песни солдатские, матросские, которые сблизились с песнями крестьянскими, былинами, составляя значительный раздел народно-песенного творчества. Складываются, например, песни о русско-шведской войне (1787 - 1790 гг.) при Екатерине II. Появляются даже песни «о перемене солдатской прически» при Павле I. Создаются песни о выдающимся полководце А.В. Суворове. Большой популярностью пользовалась матросская песня: «Буря море раздымает, а ветер волны подымает». Зарождается рабочая песня в связи с устройством новых заводов при Петре I.
Все песни, так или иначе связанные с городской культурой, как, например, те же солдатские песни, уже не могли быть совершенно отгороженными от профессионального искусства. Если во множестве безымянных рукописей сборников песен XVIII века мы находили «морскую» песню «Буря море воздымает», то только потому, что несомненно, образцом популярного народного искусства. Вместе с тем эта песня уже испытала на себе влияние искусства профессионального: ее мелодия гармонизована, может быть даже слегка изменена при записи.
Наполненный бурными социальными потрясениями и конфликтами XVIII век выдвигает и многочисленные новые песни восстания, песни, связанные с образом Емельяна Пугачева, мятежных казаков.