Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Записи и обработка народных песен - часть 7


Разине, о князе Репнине, о Скопине-Шуйском, о Борисе Шереметьеве и несколько песен шуточных, вроде побасенке «Свиньи хрю, поросята хрю».

Мелодии записаны одноголосно и не подтекстованы, как будто предназначены для инструментального исполнения. Тактовые черты частью проставлены, начертания нотации - европейское, очень отличное от старинной киевской нотации других рукописных сборников. По-видимому, составитель был далек от традиций церковной или духовной музыки.

Надо полагать, что вероятнее всего Кирша Данилов записал напевы былин не непосредственно с голосом, а прослушав или подобрав их на каком-либо инструменте. Об этом говорит группировка нот и высокая тесситура мелодии.

Помимо перечисленных песен, отдельные народные песни печатались и в других сборниках песен XVIII века. В то время уже было трудно отделить народный песенный репертуар от профессионального - народная песня звучала всюду. Однако, если записи и обработки русской песни XVIII века по своему стилю имели много общего, то сборник Кирши Данилова стоит в их ряду особняком. В итоге сборник Кирши и другие сборники песен XVIII века объективно подчинялись одной исторической цели и открыли первый этап изучения народного творчества, стали чрезвычайно важной ступенью на пути становления русского национального искусства.

 




Начало  Назад  Вперед