Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Записи и обработка народных песен - часть 5


Обе части «Собрания народных русских песен с их голосами» Прача появились в 1790 году и неоднократно переиздавались. Из «Собрания» Прача Бетховен позаимствовал мелодии для своих «русских» квартетов (ор. 59). В своей работе Прач  опирался на пример Трутовского и был, кроме того, связан с целым кругом русских любителей во главе с просвещенным покровителем искусств Н.А. Львовым, проявившим большой интерес к русской народной песне.

Сам Прач был опытным  музыкантом и учителем музыки, сделал ряд приложений современных русских опер, написал школу для фортепиано, немного сочинял.

Многие песни из сборника Трутовского перешли в сборник Прача, но последний оказался более последовательным в подборе именно народных песен. По видимому, в кружке Львова, в который он входил, выработались уже определенные взгляды на собирание песен и были сделаны попытки их первоначальной систематизации. В «Собрании» Прача песни делятся на протяжные, плясовые, свадебные, хороводные, святочные и малороссийские. Львов предпослал первой части «Собрания» собственное предисловие - «О русском народном пении», в котором обосновал эту систематику и проводил аналогию между русской народной музыкой и древнегреческой музыкальной культурой (снова обращение к античности).

Что касается обработки мелодий у Прача, а также в рукописных сборниках, то сходство и различие обусловлены здесь тем, что Прач воспринял простейший музыкальный склад (гармония, мелодико-ритмическая структура) от современного ему западноевропейского искусства. Рукописные сборники основывались как на заимствованном из Европы музыкальном складе, так и на собственных, постепенно выработанных традициях.

Прач, конечно, не «изобрел», не «придумал» своего стиля в изложении песни. Он только особенно последовательно развил те приемы ее изложения, которые намечались в русском городском быту XVIII века. С этой точки зрения и гармония, и мелодико-ритмическое движение песен в его сборнике, как бы  они не были близки западным образцам, представляют характерные особенности новой русской городской песенной культуры.




Начало  Назад  Вперед