Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Записи и обработка народных песен - часть 4


Он был певцом (не оперным и не церковным), а исполнителем именно народных песен, певцом-гуслистом и композитором. Выходец с Украины Трутовский жил и работал в Петербурге - сначала в качестве лакея, а затем как певец и гуслист при дворе. Возможно, что он черпал материал для своего издания песен отчасти из рукописных сборников (как делал и Чулков). Многие же песни, вероятно, он помнил сам и записывал на слух. Его «Собрание русских простых песен с нотами» состояло из пяти частей; которое выходило с 1776 года вплоть до конца XVIII века. По содержанию, принципам составления «Собрание» все же близко Чулковскому сборнику, т.е. включало песни народного происхождения, «книжные», профессиональные.

Но сам Трутовский полагал иначе. В «предуведомлении» в первой части «Собрания» он писал, что собирал «русские простые песни». Здесь он изложил метод записей и обработок песен: «Я вознамерился в удовольствие многих любителей издать в печать сии собранные мною русские песни с тем, чтобы их петь в один голос так, как они обыкновенно поются; но кто же захочет петь или играть на инструментах, не откидывая бас, то составлено будет согласие (т.е.гармония). Я должен еще предуведомить охотников, что сие мне стоило немалых трудов, ибо я во всякой почти песне находил в речах великую неисправность и принужден был в некоторых местах прибавлять и убавлять, подводя их порядочно под ноты». Таким образом, записывая и гармонизируя песни, Трутовский сознательно изменял их и считал это полезным.

В изданный Трутовским сборник вошли городские  сентиментальные песни-романсы, которые получили широкое распространение, поэтому не могли резко отделяться от народных городских песен, например, «Хоть черна ряса кроет мой сильный жар в крови». Нашлось место в сборнике и для шуточных песен, быть может, даже скоморошьего происхождения: «Вдовушка по сеничкам похаживала» или «За воротами черничка гуляла».

Как первый собиратель песен  и русский музыкант Трутовский оказал воздействие на Прача. С другой стороны, заключительные части «Собрания» Трутовского, вышедшие после сборника Прача, испытали на себе влияние «европейского» профессионализма песенных обработок Прача.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин