Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Записи и обработка народных песен - часть 2


Примечательно то, что народно-героическое искусство было проникнуто глубокой лирической теплотой и овеяно поэзией природы. Образы поэтической природы ярко отражены в этих песнях, хотя образ матушки-Волги явно преобладает над другими.  Можно привести много примеров подобных песен: «Не шуми ты, мати зеленая дубравушка», «Что пониже было города Саратова», «Уже не травушка в чистом поле зашаталась». Но наряду с лирико-героическими песнями среди песен восстания немало было удалых плясовых.

Новый период истории народной песни открылся, когда песня стала записываться. До сих пор историки, музыковеды судили о ранних записях русских песен преимущественно по сборникам гуслиста Трутовского  и Прача. Между тем одновременно с появлением этих сборников и даже до их составления производились многочисленные записи песен, которые все еще остаются неизвестными или мало известными, хотя и представляют  не меньший интерес, чем записи Трутовского и Прача.  В рукописных сборниках кантов и песен XVIII века, наряду с различными вариантами некоторых напевов, опубликованных Трутовским и Прачем, содержится множество других песен, записанных безымянными собирателями и любителями. Частично эти сборники относятся к более раннему времени, чем печатные сборники Трутовского  и Прача, что придает  им особый исторический интерес.

Записи народной песни появились в рукописных сборниках кантов, примерно, с середины XVIII века. B рукописные сборники попадали русская крестьянская песня в городской «интерпретации»  или в обычной для сборников обработке, городская или мещанская песня (посад), получившая самое широкое распространение в городе (в обработке обычного для рукописных сборников  стиля).  В сборниках встречается песня «искусственная», с явными следами влияния книжной и школьной поэзии, но все же достаточно  распространенная в городе (в той же обработке). Четких граней между этими группами песен, а так же между ними и кантами более старинной традиции в рукописных сборниках провести нельзя. Здесь основное значение имеет то, что все эти группы песен, независимо от их происхождения, объединены единым стилем городского песенного репертуара,



Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин