Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Вклад в сокровищницу музыкальной культуры Великого Новгорода - часть 3


Это творческое оживление новгородской певческой школы, несомненно, связано с общим усилием светских народных влияний на культовую музыку Руси, а быть может, и с прогрессивным воздействием западного Ренессанса. Новгородский певец Иван Шайдуров внес впоследствии, в XVI веке, важные усовершенствования в крюковую нотацию, которая до тех пор лишь приблизительно фиксировала направление мелодии, но не точную ее высоту. Так называемые «киноварные пометы» Шайдурова стали придавать крюкам точное высотное значение. Эти красные (киноварные) пометы ярко выделялись среди темных знаков нотной рукописи, что делало их легко заметными для певцом.

Шайдуров разделил весь певческий звукоряд на трихорды (трехзвучия) или, как он их называл, «согласия», обозначив каждый звук особой буквой (начальной буквой слова, которым характеризовался данный звук, например Н - низко, В - высоко. Например, во «второе согласие» входили звуки до, ре, ми первой октавы, которые обозначались буквами Г («гораздо низко»), Н («низко») и С («средним голосом»). Благодаря этому, крюковая нотация со времен Шайдурова читается с достаточной точностью, тогда как более старые крюковые записи не поддаются полной расшифровке.

Однако все это творческое оживление новгородской певческой школы относится уже ко времени Российского государства (XVI век). Новгородские распевушки, а в том числе и сам Шайдуров, переселяются в Москву, где их дело и получает настоящее продолжение. Москва влечет и новгородских скоморохов. 

Таким образом, если можно было говорить об общей культурной преемственности Киева - Новгорода, то с еще большим правом можно утверждать о прямой преемственности культурного развития между Новгородом и Москвой. Именно в Москве, вокруг которой сложилось русское национальное государство, благодаря освоению лучшего культурного наследия Древней Руси и определенному претворению прогрессивных влияний Западной Европы, постепенно формировались основы русской самобытной музыкальной культуры.





Начало  Назад  Вперед