Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Вклад в сокровищницу музыкальной культуры Великого Новгорода - часть 2


Наряду с гуслями в общественном, особенно ратном быту Новгорода широкое распространение получают трубы. Трубачами здесь, например, как и в европейских городах, были стражники. Но помимо этих инструментов народным музыкантам были известны и многие другие: трехструнный смычковый инструмент - гудок (отсюда музыканты вообще назывались гудошниками), вероятно, домра, танбуровидный инструмент восточного происхождения, сурны - деревянный духовой, тоже воспринятый от Востока. Наконец, бубны - ударный, применявшийся, как и сурна, также в ратном быту. Уже само по себе то, что в Новгороде и вокруг него было много скоморохов, свидетельствует о большом развитии народно-творческой и исполнительской музыкальной культуры в Новгородской городской республике XII-XIV вв.

С другой стороны, именно ко времени Новгородской Руси относятся и особенно яростные выступления церковников против народного искусства, против скоморохов - его представителей, против "игр, скаканий, плясаний, гуслей", против народных празднеств и праздничных обрядов, сохранившихся со времен язычества. Церковь безуспешно боролась с этим чуждым ей искусством, с искусством народной сатиры, отражавшим социальный протест, запрещая сатиру и преследуя скоморохов. Более того, сама культовая музыка поддается воздействию народному искусству и наряду с окостенелыми, канонизированными формами ее, появляются новые, более жизнеспособные, свидетельствующие о движении вперед. Именно из новгородской певческой школы вышел ряд крупных певцов, имена которых сохранила история: братья Роговы, Федор Христианин и многие другие. Значение их личной творческой инициативы было особенно большим, они не только придерживались канонизированных распевов, как это делали многочисленные забытые историей певцы, но и вкладывали в певческое дело индивидуальную творческую силу, создавая новые распевы.

По всей вероятности именно из Новгорода идут и истоки многоголосия (так называемого строчного пения) в церковно-певческом искусстве, которое долгое время было строго одноголосным.


Начало  Назад  Вперед