Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Русские артисты и музыкальный быт - часть 2


Они то, по существу будучи представителями новой русской интеллигенции, с особой тягостью испытывали на себе бремя крепостничества. Нередко даровитые из них, получившие специальное образование, побывавшие за границей, принуждены были жить на положении слуг или лакеев у своих хозяев, сознавая всю унизительность своего положения. Их нередко оскорбляли, подвергали физическим наказаниям, вплоть до порки на конюшне...

Началась отвратительная торговля крепостными музыкантами. В газетах того времени можно было встретить, например, объявления такого рода: «Продается дворовый человек, играющий на скрипке и способный для письменных дел, да молодые английские свиньи и датский жеребец». Однако, несмотря на исключительно неблагоприятные социальные условия, из среды крепостных крестьян выдвинулся целый ряд талантливых русских музыкантов XVIII века - исполнителей и композиторов.

Показательным явлением для этого своеобразного крепостнического музыкально-бытового уклада была роговая музыка, получившая распространение со второй половины XVIII века.

Роговый оркестр (первоначально охотничий оркестр Нарышкина, созданный чешским музыкантом И. Марешом в 50-х годах) представлял собой специфический тип ансамбля. Каждый из его участников как бы исполнял функцию клавиша большого органа, - он мог извлекать из своего рога только один звук определенной высоты. Рога были подобраны искусно и давали хроматический звукоряд. Несмотря на то, что правильные вступления отдельных исполнителей в быстром движении требовали напряженного внимания, этот оркестр, благодаря палочной дисциплине, играл подчас сложные и подвижные вещи, включая репертуар серьезной музыки. Звучание его было настолько сильным, что оркестр выступал преимущественно на открытом воздухе.

По примеру Нарышкина другие вельможи завели у себя ансамбли подобного рода и вплоть до 30-х годов XIX века роговая музыка звучала на придворных празднествах, балах, на открытом  воздухе летом. Наряду с аранжировками несложных произведений бытовой развлекательной музыки в репертуар роговых оркестров входили симфонии Моцарта, Гайдна, увертюры Керубини, Россини.Их исполнение достигалось лишь неимоверным трудом и требовало колоссальной затраты сил от каждого музыканта, который в то же время не получал ни малейшего удовлетворения от своей партии: ведь роговой оркестр был основан именно на принципе полного уничтожения индивидуальности! 




Начало  Назад  Вперед