Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Русская опера


Творческие усилия отдельных композиторов второй половины XVIII века объединились общими задачами, общей близостью к народно-песенному искусству. Наиболее важное общественное значение раньше других музыкальных жанров приобрела опера.

Если развитие русской песни XVIII века в большей мере связывалось с домашним музицированием, инструментальная музыка первоначально носила главным образом торжественно-декоративный, домашний или камерный  характер, то именно опера как новый музыкально-театральный жанр развивалась в тесной связи с новыми формами городского общественного быта.

Единичные попытки создания русской бытовой оперы появились в середине XYIII века. Но до конца 70-х годов этот жанр определенного и последовательного развития не получил.  Лишь изредка в русских столицах ставились пьесы типа небольших бытовых комедий, в которых, по-видимому, изредка звучала музыка, подобранная из популярных песен. Примерно такова была и «предыстория» французской  комической оперы, истоки которой уходит в ярмарочный  театр с музыкой (первоначально тоже мелодии популярных городских

песен).

В конце 70-х годов, когда одновременно были поставлены две оперы - «Санкт-Петербургский гостиный двор» Матинского в 1779 г. в Петербурге и «Мельник, колдун, обманщик и сват» Аблесимова-Соколовского в 1779 г. в Москве, начался отчет истории русской оперы. В эти годы русская опера формируется как комедийно-бытовой жанр. Примером  для нее в этом отношении служит французская  комическая опера.  Бытовая тематика, реалистические устремления, опора на городскую  аудиторию, наконец, формальные жанровые признаки - наличие разговорных диалогов, - все это роднило русскую оперу с французской комической.   Первые русские оперные произведения - еще не оперы в полном смысле, а комедии с музыкальными  номерами. Но при всем сходстве с французской комической оперой русская опера XVIII века уже значительно  отличается от нее - как в смысле национальном, так и в смысле социальном.

Это видно на примере двух ранних русских опер - «Мельник, колдун» и «Санкт-Петербургский гостиный двор», показавшие характерные особенности русского оперного театра XVIII века, по сути определивших его дальнейшее направление.  Национальное своеобразие этих оперных произведений обусловилось большей связью их стиля (и музыкального и литературного) с народно-бытовым материалом - мелодическим и просто речевым.




Начало  Назад  Вперед