Творческие усилия отдельных композиторов второй половины XVIII века объединились общими задачами, общей близостью к народно-песенному искусству. Наиболее важное общественное значение раньше других музыкальных жанров приобрела опера.
Если развитие русской песни XVIII века в большей мере связывалось с домашним музицированием, инструментальная музыка первоначально носила главным образом торжественно-декоративный, домашний или камерный характер, то именно опера как новый музыкально-театральный жанр развивалась в тесной связи с новыми формами городского общественного быта.
Единичные попытки создания русской бытовой оперы появились в середине XYIII века. Но до конца 70-х годов этот жанр определенного и последовательного развития не получил. Лишь изредка в русских столицах ставились пьесы типа небольших бытовых комедий, в которых, по-видимому, изредка звучала музыка, подобранная из популярных песен. Примерно такова была и «предыстория» французской комической оперы, истоки которой уходит в ярмарочный театр с музыкой (первоначально тоже мелодии популярных городских
песен).
В конце 70-х годов, когда одновременно были поставлены две оперы - «Санкт-Петербургский гостиный двор» Матинского в 1779 г. в Петербурге и «Мельник, колдун, обманщик и сват» Аблесимова-Соколовского в 1779 г. в Москве, начался отчет истории русской оперы. В эти годы русская опера формируется как комедийно-бытовой жанр. Примером для нее в этом отношении служит французская комическая опера. Бытовая тематика, реалистические устремления, опора на городскую аудиторию, наконец, формальные жанровые признаки - наличие разговорных диалогов, - все это роднило русскую оперу с французской комической. Первые русские оперные произведения - еще не оперы в полном смысле, а комедии с музыкальными номерами. Но при всем сходстве с французской комической оперой русская опера XVIII века уже значительно отличается от нее - как в смысле национальном, так и в смысле социальном.
Это видно на примере двух ранних русских опер - «Мельник, колдун» и «Санкт-Петербургский гостиный двор», показавшие характерные особенности русского оперного театра XVIII века, по сути определивших его дальнейшее направление. Национальное своеобразие этих оперных произведений обусловилось большей связью их стиля (и музыкального и литературного) с народно-бытовым материалом - мелодическим и просто речевым.