Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Русская опера - часть 9


письма.

Однако, несмотря на новые для этого жанра тенденции, поэтизацию содержания, психологическую выразительность, - все же русская бытовая опера оставалась до XIX века оперой - комедией. Если что-либо в конце XVIII века и подготовляло иной жанр, музыкальную драму, то это были драматические представления с музыкой.

В комедийных рамках развивалась и другая разновидность русской оперы XVIII века - опера - сказочная, которая также содержала разговорные диалоги. В отличие от оперы бытовой, ранняя сказочная опера более непосредственно подчинялась традициям придворной сцены, испытывая на себе зависимость от дворцового быта. Показательно то, что главнейшие либретто в этом роде были написаны самой Екатериной II. Эклектика, неправдоподобие в развитии сюжета, очень большая искусственность стиля отличают эти произведения.

Неисчерпаемая и по-своему реалистическая фантастика народных сказок чужда им, а тяжелый и безвкусный вымысел, неуклюжая аллегория, надуманность -  характерны для  них. Как в придворном оперном искусстве того времени, здесь проявилась тяга к декоративности во что бы то ни стало - именно ей подчинялась фантастика, всяческие чудеса, нелепые балеты. Иногда в основе таких произведений лежала аллегория: так, в опере «Горе-богатыре Косометовиче», который собирался на многие подвиги, но ни одного не совершил, Екатерина II осмеивала шведского короля Густава III.

Музыка сказочных опер писалась русскими и иностранными композиторами. «Февей» написан Пашкевичем (1789), «Витязь Ахридеич» (1787) - Бароном Ванжурой, «Горе-богатырь Косометович» (1789) - испанским композитором Мартином.

Хотя такой формальный признак, как наличие разговорных диалогов, объединял сказочную и бытовую оперу, композиционные принципы их не совсем совпадали.  В сказочной опере не было такой близости к народно-бытовой песне, ярких национальных черт, как в опере бытовой. По своему общему стилю, по характеру вокальных партий, замыслу отдельных номеров (например, колоратурных арий, а не песен-куплетов) она в большей степени следовала итальянским оперным образцам.Несмотря на эклектику и некоторое эпигонство стиля, эта опера выражала свои положительные тенденции близкие с оперой бытовой.

 




Начало  Назад  Вперед