Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Русская опера - часть 8


Нет сомнения, что такое оперное искусство социально тенденциозно.  В последнем из приведенных примеров - это безусловно реакционная тенденция.

Отдельные проявления подобной тенденции ни в коем случае не могли определить  характера и направлений русской бытовой оперы. В основу ее развития легли именно те здоровые,  жизнеспособные художественные идеи, которые  были характерны уже для наиболее ярких из ранних ее образцов.

На примерах самых различных бытовых опер XVIII века можно проследить, какое  большое значение получили в оперном театре реалистические жанровые сцены, как именно в них проявлялись черты национальной самостоятельности русского оперного искусства.  Маленькая одноактная опера Фомина «Ямщики на подставе» (1787) представляет собой целиком жанровую сценку (ямщики перед отправлением в путь) и состоит главным образом  из хоров ямщиков. Музыка хоров созвучна русскому народно-песенному творчеству.

В русской обстановке XVIII века появились единичные образцы таких опер, как «Тунисский паша» Матинского, «Американцы» Фомина (1800) на либретто баснописца Крылова и Клушина.

Это увлечение романтикой далеких стран, чужих обычаев, даже своего рода «экзотикой» характерно и для западноевропейских опер того времени (некоторые оперы Гайдна, Глюка, «Похищение из Сераля» Моцарта, «Каирский караван» Гретри и многие другие). Так расширялся тематический кругозор русского оперного театра.

«Американцы»  Фомина - последняя комедийная опера  XVIII века (поставлена в начале 1800 года) - написана в том же жанре комической оперы с диалогами, в котором писались первые русские произведения на бытовые сюжеты. Но вместе с тем на ее примере видно, как, не отказываясь от своих характерных  жанровых особенностей, изменялась и развивалась русская бытовая опера в первые десятилетия своего существования. Стремление  углубить выразительность оперного языка привело в данном случае Фомина к болеем развитому вокальному стилю, чем в ранних операх, обогащению оркестровой партии (самостоятельное значение гобоя и флейты) и хорового



Начало  Назад  Вперед