Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Русская опера - часть 7


В сказочной опере, в том числе в «Начальном управлении Олега», при всех формальных отличиях от бытовой оперы-комедии, самые ценные художественные элементы были близки именно опере-комедии и сложились под ее воздействием. Иностранные композиторы, работавшие в России, прежде всего подчинились

ее влиянию.

В 1780 году немец Раупах пишет оперу «Добрые солдаты» на либретто Хераскова, в 1786 - Стабингер оперу «Счастливая Тоня» на либретто Горчакова, в 1787 - француз Бюлан оперу «Сбитеньщик» на текст Княжнина, в 1781 - испанец Мартин в сотрудничестве с русским композитором Пашкевичем создают русскую шуточную оперу «Федул с детьми» (либретто Екатерина II), в 1793 - итальянец Керцелли пишет «Свадьбу Волдырева» на либретто Левшина, в 1799 - чех Блима «Старинные святки» на либретто Малиновского.

Далеко не во всех бытовых операх XYIII века социально-обличительные тенденции проявляются с достаточной яркостью, далеко не все они отличаются комедийной остротой «Санкт-Петербургского гостиного двора». Если в некоторых из них звучали обличительные тирады, направленные  против крепостников, или монологи, проникнутые идеями Руссо, то в большинстве из них видна отвратительная апология крепостничества. Ведь  сама Екатерина II принимала непосредственное участие в оперных делах и писала оперные либретто.  Влияние двора, «вольного» дворянства на оперный театр оставалось в XVIII веке определяющим. Та же Екатерина прекрасно понимала социальное звучание французской оперы и не без  основания опасалась ее общественного воздействия на русское общество. Секретарь и ближайший  сотрудник императрицы в создании оперных либретто Храповицкий записал однажды в своем дневнике ее слова: «от того погибла Франция, что впала в излишества и пороки. Опера буфф всех перековеркала, смотрите за нравами». Это было написано во время Великой французской буржуазной революции,

в 1790 году.

Уже в самых ранних русских операх заметна идеализация сельской жизни и противопоставление ее городской - как отдаленное отражение идей Руссо.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин