Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Русская опера - часть 6


Своеобразие и значение этой оперы - в ее реалистических чертах, которые тесно связаны с социально-обличительными тенденциями и потому придают всему произведению не единичный, не частный, а широкий общественный, гражданский смысл. И хотя музыкальное оформление не всегда стоит на уровне литературного замысла «Гостиного двора» как социальной  комедии, все же он сохраняет большой интерес. Здесь проявились попытка создания реалистической вокальной декламации, введение в оперу обрядовых народных сцен, развитие вокального ансамбля, обогащение оркестровой партии (небольшая увертюра оперы написана для струнных, двух труб, двух валторн, двух кларнетов, двух флейт, а вокальные номера сопровождаются не только одними струнными, но и духовыми инструментами) - основные достоинства оперы. Свадебный обряд на оперной сцене с этих пор привлекал многих композиторов. В этом смысле интродукция «Руслана и Людмилы» Глинки выросла на почве давних исторических традиций русского театра.

В дальнейшем направление развития русской оперы XVIII века, определившееся в операх Фомина и Матинского, - бытовая комедия - вовсе не осталось единственным. Наметился также путь сказочной оперы как оперы фантастической  и декоративной, в большей мере связанной со стилем русского придворного театра. Еще до оперных произведений Фомина и Матинского появились первые образцы опер-пасторалей, как бы концентрировавшие те черты пасторальной идиллии, которые часто присутствовали тогда и в сказочных операх и в бытовых операх на крестьянские сюжеты, придавая им слащаво «пейзанский» характер. Наконец, в связи с операми следует поставить и другие разновидности музыкально-драматических спектаклей, более серьезных по общему замыслу, чем собственно оперные, например, мелодраму Фомина «Орфей и Эвридика», драматическое произведение «Начальное управление Олега».

Однако, бытовая опера-комедия, несомненно имела в XVIII веке ведущее значение среди других музыкально-театральных жанров. Реалистические тенденции, национальные черты, постепенно определяющиеся благодаря связи с народным творчеством, выдвинули ее на первое место.


Начало  Назад  Вперед