Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Русская опера - часть 4


Творческая работа Фомина не ограничивалась одним музыкально-театральным жанром - русской бытовой оперой-комедией. Наряду с такими операми на бытовые сюжеты как «Ямщики на поставе», «Вечеринки, или гадай, гадай, девица», своеобразной комической оперой «Американцы» им написана сказочная опера «Новгородский богатырь Боеславович» и мелодрама «Орфей и Эвридика». «Мельник» не был первым оперным произведением Фомина; по-видимому,   его редакция этой оперы относится к началу 90-х годов, когда он написал уже несколько других произведений для театра. Но и после «Мельника» он проделал значительную творческую эволюцию. Его комическая опера «Американцы», мелодрама «Орфей» свидетельствуют о расширении творческих интересов, развитии композиционного мастерства, словом - о большом художественном потенциале автора, при известной «космополизации» его вкусов (обращение к западноевропейской тематике).

Если опера «Мельник, колдун» открывала собой  биографию русских «крестьянских» опер, бытовых комедий из деревенской жизни, то от «Санкт-Петербургского гостиного двора»  берут начало городские жанровые оперы-комедии на сюжеты из купеческого и мещанского быта. Музыка «Санкт-Петербургского гостиного двора» дошла до нас как и музыка «Мельника», в позднейшей редакции; по-видимому, переделка, которая была осуществлена Пашкевичем  для постановки 1792 года, коснулась главным образом общей композиции (перегруппировка номеров)  и инструментовки оперы, получившей в этой редакции новое название «Как поживешь, так и прослывешь». Сами по себе факты подобных переделок популярных оперных произведений свидетельствуют, по-видимому, о возраставших художественных запросах оперной аудитории и музыкантов -профессионалов. То, что удовлетворяло всех еще недавно, по прошествии каких-нибудь 10-12 лет нуждалось в новой редакции, отшлифовке и усовершенствовании.

По своему общему замыслу «Гостиный двор» - сатирическая и более жанровая, колоритно-бытовая опера, чем «Мельник, колдун». В этом смысле обличительные тенденции Матинского отчасти можно противопоставить добродушной шутливости Аблесимова.


Начало  Назад  Вперед