Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


         

к бытовым песенным мелодиям, вопреки


Само по себе обращение к простонародным речевым оборотам, к бытовым песенным мелодиям, вопреки всем традициям пышной «барочной» мифологической придворной оперы, диктовалось новым идейным направлением, новой тематикой ранних русских опер. В противовес условному, аллегорическому, торжественно-декоративному искусству петербургского двора, первые русские оперные произведения  основывались на бытовых сюжетах (из крестьянского и купеческого быта) и характеризовались определенной реалистической тенденцией. Однако, если здесь можно говорить об относительной демократизации оперного театра, то он не имел в России XVIII века   того боевого социального значения, которое приобрел французский оперный театр накануне Великой Французской революции. Тем не менее элементы социальной сатиры, социального обличения присутствуют и в русской комической опере.

Обе русские оперы 1779 года - «Мельник, колдун» и «Санкт-Петербургский гостиный двор» - имели историческое значение потому, что явились первыми образцами нового оперного жанра, нового направления, оказались  яркими и влиятельными его образцами.

Текст комедии «Мельник, колдун, обманщик и сват» написан талантливым Аблесимовым, который стал благодаря этому как бы Фаваром1  русской оперы. Сам же Аблесимов, предопределяя  музыкальный замысел «Мельника», указал в ремарках на популярные народные песни, мелодии, которые должны исполняться с его словами. Таким образом он хотел вложить в свое произведение новый художественный  смысл, старался придать ему народно-бытовой, жанровый характер.

Сюжет «Мельника» прост и весьма  близок  сюжету «Деревенского колдуна» Руссо. В опере три небольших акта. Разговорные  диалоги написаны прозой и заметно преобладают над вокальными номерами. Музыку последних первоначально подобрал (и аранжировал) - по указаниям в тексте Аблесимова - скрипач московского Российского театра Соколовский, но дошла до нас в популярной позднейшей редакции Фомина. Большинство сцен оперы носят комической, веселый, жанровый характер.


Содержание  Назад  Вперед





Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий