Русская народная песня
Русский народ отличается исключительной музыкальностью. Поэзия и музыка, в частности песня, занимали и занимают в его духовной жизни особое место. Песня постоянно сопровождала жизнь русского крестьянства. С рождения крестьянский ребенок привыкал засыпать под колыбельную песню. Песнями сопровождались детские игры: таковы песенки - “считалки”, “потешки”, “дразнилки”. Особые обрядовые песни, тесно связанные с основными земледельческими работами, образовали традиционный цикл так называемой “сезонной” или “календарной” поэзии. Высокопоэтическими песнями и причетами сопровождались деревенские свадьбы. Длинный цикл традиционных обрядовых причитаний являлся обязательной принадлежностью похорон крестьянина.
“Покажи мне народ, у которого было бы больше песен, - писал Гоголь. - Украина звенит песнями. По Волге же, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок, заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное дворянство и не дворянство летит под песни ямщиков. У Черного моря безбородый, смуглый, со смолистыми усами казак, заряжая пищаль свою, поет старинную песню, а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьет острогой кита, затягивая песню[3]”.
Русское народное песнетворчество ярко отражало не только быт, труд, мечты, мировоззрение, но и исторические этапы жизни русского народа. То, что русский народ знал и любил свою историю подтверждает богатырский эпос, огромное количество былин, исторических песен, героических преданий и сказов. В них нашли яркое отражение исторические события из времен становления русского государства, эпизоды борьбы с интервентами, врагами и изменниками родины. Народные певцы и сказители подчас неграмотные, живущие на далеких окраинах русской земли хранили в своей памяти многие десятки славных имен борцов за свободу и независимость Отечества.
Таковы имена легендарных древнерусских богатырей: Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, сохранивших русские земли от набегов степных кочевников; таковы имена борцов за национальную независимость русского государства в годы “великой смуты” и польской интервенции в начале XVII века: Михаила Скопина-Шуйского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и многих, многих других.
Далеко не всем народам свойственны эпические жанры (их нет, например, у таких музыкальных народностей, как поляки и чехи), поэтому грандиозный богатырский эпос справедливо представляет гордость русского народа. Неслучайно исследователи ставят русские богатырские былины так называемого “киевского цикла” в один ряд с такими эпическими произведениями, как древнегреческие поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера, германская “Песня о Нибелунгах“, скандинавские саги.
Русская народная музыкальная культура отличается необычайным многообразием песенных жанров. Суровый, величественный эпос о героическом прошлом рядом с бунтарскими мятежными песнями о вождях крестьянских восстаний - Степане Разине и Емельяне Пугачеве; скорбные причеты, лирико-философское раздумье “протяжных” песен, хлесткая шутка, подчас пародия, частушки, веселые игровые, хороводные, плясовые - вот далеко не полный перечень жанров русского фольклора. Остановимся на важнейших из них.