Русский народ отличается исключительной музыкальностью. Поэзия и музыка, в частности песня, занимали и занимают в его духовной жизни особое место. Песня постоянно сопровождала жизнь русского крестьянства. С рождения крестьянский ребенок привыкал засыпать под колыбельную песню. Песнями сопровождались детские игры: таковы песенки - “считалки”, “потешки”, “дразнилки”. Особые обрядовые песни, тесно связанные с основными земледельческими работами, образовали традиционный цикл так называемой “сезонной” или “календарной” поэзии. Высокопоэтическими песнями и причетами сопровождались деревенские свадьбы. Длинный цикл традиционных обрядовых причитаний являлся обязательной принадлежностью похорон крестьянина.
“Покажи мне народ, у которого было бы больше песен, - писал Гоголь. - Украина звенит песнями. По Волге же, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок, заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное дворянство и не дворянство летит под песни ямщиков. У Черного моря безбородый, смуглый, со смолистыми усами казак, заряжая пищаль свою, поет старинную песню, а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьет острогой кита, затягивая песню[3]”.
Русское народное песнетворчество ярко отражало не только быт, труд, мечты, мировоззрение, но и исторические этапы жизни русского народа. То, что русский народ знал и любил свою историю подтверждает богатырский эпос, огромное количество былин, исторических песен, героических преданий и сказов. В них нашли яркое отражение исторические события из времен становления русского государства, эпизоды борьбы с интервентами, врагами и изменниками родины. Народные певцы и сказители подчас неграмотные, живущие на далеких окраинах русской земли хранили в своей памяти многие десятки славных имен борцов за свободу и независимость Отечества.