Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

       

Русская инструментальная музыка


Народная инструментальная музыка в России в большинстве случаев непосредственно связана с песней. Самодовлеющее значение, по-видимому, имели лишь военные и охотничьи фанфарные сигналы древней Руси (о них упоминается в летописях и других памятниках древнерусской письменности), а также пастушеские сигналы, наигрыши на дудках, жалейках, рожках.

Народный инструментарий на Руси был достаточно многочислен и разнообразен. Летописцы свидетельствуют, что еще у восточных славян существовали струнные, духовые и ударные инструменты: гусли, трубы, рога, дудки, сопели, свирели, позднее - в XVI - XVII веках - гудок и домра. До сих пор бытующим и поныне русским народным ударным инструментом являются ложки, нередко снабжаемые бубенчиками - своеобразный тип русских кастаньет.

Излюбленным струнным музыкальным инструментом у славян с древнейших времен были гусли. Описание игры на «досочке гусельчатой» встречается во многих песнях и былинах. Изображение гусель самой разнообразной формы запечатлены в миниатюрах, фресках и других многочисленных памятниках изобразительного искусства

старины.

Распространенным инструментом является древнерусский смычковый инструмент - гудок (более позднего, чем гусли происхождения). Исследователи предполагают, что появление гудка на Руси следует отнести к XIV - XV векам, в связи с проникновением ряда инструментов восточного происхождения (домра, сурна и другие).

В письменных памятниках название «гудок» встречается начиная лишь с XVII века. Более ранние упоминания о «гудении», об игре гудцов или перегудников имели более широкое значение, так как слова «гуденье», «гудебные сосуды» применялись по отношению к самым разнообразным инструментам. Гудок сохранился в народном быту до XIX века. Исполнители на гудке играли мотив песни на самой высокой струне, а две другие струны, настроенные квинтой ниже, служили аккомпанирующими басами.

Третьим типом струнных являются домра и балалайка - инструменты танбуровидного типа, состоящие из кузова и шейки, на которых играли плектром (домра) или пальцами (балалайка).
Не исключено, что в эпоху монгольского ига домра была усвоена скоморохами от нахлынувших на территорию Руси азиатских кочевников (поговорка «рад скомрах о своих домрах»); инструменты сходного типа и даже наименования (думбра, домр) и в настоящее время бытуют среди народностей Средней Азии.

В XVIII веке домру основательно вытесняла балалайка (большей частью двухструнная), треугольный корпус которой был проще и удобнее для массового кустарного производства. Полагают, что балалайка была заимствована русскими от татарских племен. Но распространение балалайки в России известно лишь с XVII века. В XVIII веке балалайка была уже популярным инструментом, ее изображение часто можно встретить на рисунках того времени. Балалайка имела большое распространение в крестьянской и рабочей среде в качестве сольного инструмента для игры, танцев и аккомпанирующего для сопровождения народной песни. Благодаря деятельности В.В. Андреева усовершенствовавшего балалайку и построившего несколько типов ее разного формата, получили некоторое распространение балалаечные оркестры, использующие кроме примитивов народной музыки и более сложные музыкальные произведения.

Воспроизведение балалаечных наигрышей встречается во многих произведениях русской классической школы («Камаринская» М.И. Глинки, «Увертюра на 3 русские темы» М.А. Балакирева и др.).

Многочисленны и разнообразны духовые инструменты русского народа. К числу их относятся рога, трубы и рожки (амбушюрные), различные инструменты флейтового типа (свистящие), такие как дудки, свирели, кувички, наконец, язычковые - жалейка.

Жалейка - инструмент кларнетного типа, сделанный из камыша или дерева и снабженный одиночным бьющим язычком. Пастушеские жалейки иногда имели раструб из натурального коровьего рога, благодаря чему их нередко смешивают с рожком - инструментом амбушюрного типа. Имитирование наигрышей жалейки мы находим в произведениях русских классиков (“Снегурочка” Римского-Корсакова и др.)

Язычковым инструментом кларнетного типа является волынка, представляющая собой целый козий или телячий мех, с двумя или тремя трубками.


На волынке одна или две из трубок дают басовый тянущийся звук. На трубке же с пальцевыми отверстиями играется напев. Повсеместного распространения на русской этнической территории волынка не получила.

Из инструментов флейтового типа повышенный интерес представляет многоствольная свирель древнейшего происхождения, известная в литературе под названием “флейты Пана”. В 60-х годах XIX столетия такую “флейту Пана” обнаружили в Курской губернии под названием кувички. Курские кувички представляли собой набор из пяти (иногда трех) тростниковых дудочек, одна короче другой, ничем не скрепленных между собой. Играющий подбирал их по высоте и, держа в руках перед губами, быстро передвигал кувички от одного угла рта к другому, прикрикивая при этом (именно от таких выкрикиваемых слогов происходит название кувички). Игра на кувичках считалась делом трудным и требующим выучки.

Характерно, что играли на них исключительно женщины. Кувички использовали как сольный и как ансамблевый инструмент. Весьма обычным являлось сочетание кувичек и дудки.

Излюбленным массовым музыкальным инструментом была и остается в настоящее время гармонь. Гармонь - клавишно-пневматический инструмент. Источник звука - свободно проскакивающие металлические язычки, закрепленные над прорезями металлических рамок. В колебательном движении их приводит струя воздуха, возникающая при сжатии и растяжении меха. Прототипом гармонии был инструмент, сконфигурированный в 1822 году в Берлине Ф. Бушманом. Известны три вида гармони: ручные ( в том числе аккордеон, баян), ножные (в т.ч. фисгармонь), губные. В России были наиболее распространены ручные гармони - мехи соединяют в них правую и левую части корпуса, в которых крепятся все детали (массовое производство с 1830 года в г. Туле).

Русскими мастерами создан ряд разновидностей гармони с разными или одинаковыми звуками при смене движения меха. К первому виду относятся: тульская, саратовская, черепашка, бологоевская (названия в большинстве своем связаны с местом возникновения и распространения инструмента), а также так называемые немецкие (“немки”) и венские (“венки”) - двух и трех рядные.Ко второму виду принадлежат гармони: вятская, ливенка, вологодская, а также елецкая рояльная (1 и 2-рядные), хромка, сибирская, так называемая, восточная гармонь (татарские, кавказские) и др., а также концертина, боян, аккордеон. Гармонь способствовала возникновению своеобразных местных наигрышей, так называемых переборов. Каждая модель в мелодическом, тембровом и технически-игровом отношении отражала особенности местного репертуара и исполнительскую специфику.

Значение гармони в музыкальном быту деревни было огромно и как сольного инструмента (музыка для танцев, уличные наигрыши) и как аккомпанирующего. Особенно велика роль гармошечных аккомпаниментов и наигрышей в распространенном жанре - частушка.    


Содержание раздела