Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Русская инструментальная музыка - часть 3


На волынке одна или две из трубок дают басовый тянущийся звук. На трубке же с пальцевыми отверстиями играется напев. Повсеместного распространения на русской этнической территории волынка не получила.

Из инструментов флейтового типа повышенный интерес представляет многоствольная свирель древнейшего происхождения, известная в литературе под названием “флейты Пана”. В 60-х годах XIX столетия такую “флейту Пана” обнаружили в Курской губернии под названием кувички. Курские кувички представляли собой набор из пяти (иногда трех) тростниковых дудочек, одна короче другой, ничем не скрепленных между собой. Играющий подбирал их по высоте и, держа в руках перед губами, быстро передвигал кувички от одного угла рта к другому, прикрикивая при этом (именно от таких выкрикиваемых слогов происходит название кувички). Игра на кувичках считалась делом трудным и требующим выучки.

Характерно, что играли на них исключительно женщины. Кувички использовали как сольный и как ансамблевый инструмент. Весьма обычным являлось сочетание кувичек и дудки.

Излюбленным массовым музыкальным инструментом была и остается в настоящее время гармонь. Гармонь - клавишно-пневматический инструмент. Источник звука - свободно проскакивающие металлические язычки, закрепленные над прорезями металлических рамок. В колебательном движении их приводит струя воздуха, возникающая при сжатии и растяжении меха. Прототипом гармонии был инструмент, сконфигурированный в 1822 году в Берлине Ф. Бушманом. Известны три вида гармони: ручные ( в том числе аккордеон, баян), ножные (в т.ч. фисгармонь), губные. В России были наиболее распространены ручные гармони - мехи соединяют в них правую и левую части корпуса, в которых крепятся все детали (массовое производство с 1830 года в г. Туле).

Русскими мастерами создан ряд разновидностей гармони с разными или одинаковыми звуками при смене движения меха. К первому виду относятся: тульская, саратовская, черепашка, бологоевская (названия в большинстве своем связаны с местом возникновения и распространения инструмента), а также так называемые немецкие (“немки”) и венские (“венки”) - двух и трех рядные.Ко второму виду принадлежат гармони: вятская, ливенка, вологодская, а также елецкая рояльная (1 и 2-рядные), хромка, сибирская, так называемая, восточная гармонь (татарские, кавказские) и др., а также концертина, боян, аккордеон. Гармонь способствовала возникновению своеобразных местных наигрышей, так называемых переборов. Каждая модель в мелодическом, тембровом и технически-игровом отношении отражала особенности местного репертуара и исполнительскую специфику.

Значение гармони в музыкальном быту деревни было огромно и как сольного инструмента (музыка для танцев, уличные наигрыши) и как аккомпанирующего. Особенно велика роль гармошечных аккомпаниментов и наигрышей в распространенном жанре - частушка.    

 




Начало  Назад  Вперед