Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Развитие русской музыкальной культуры в XVIII веке


Во второй половине XYIII столетия взаимосвязь и взаимовлияние  русской музыкальной культуры с мировой крепнет и ширится. Но, что самое важное, - в освоении новых музыкальных жанров, новых форм музыкального быта  проявляется творческая самостоятельность, неуклонно растет стремление выявить черты своей национальности. С одной стороны, русские столицы  именно в это время впервые знакомятся с мировым оперным искусством, благодаря многочисленным постановкам итальянских опер Сериа и Буфф, французских комических опер, немецких зингшпилей. Все большее число иностранных музыкантов работает в России - Б. Галуппи, Т. Траэтта, Д. Чимароза, Дж. Сарти, Дж. Паизиелло. С другой стороны, в эти же годы  начинается развитие русской оперы. Композиторы - иностранцы, работающие главным образом  при петербургском дворе, создают в России  свои дивертисменты (франц. - развлечение, музыкальное произведение развлекательного характера), застольную музыку, камерные сонаты, но вместе с тем уверенно заявляет о себе клавирная и скрипичная музыка русских мастеров. Все более прекрасные таланты выдвигаются теперь самой страной.  Во второй половине XYIII века ширится круг талантливых композиторов, таких как М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский, И.Е. Хандошкин, Е.И. Фомин, М.А. Матинский, О.А. Козловский, Д.Н. Кашин. В большинстве своем они вышли  из народа, нередко из крепостных. Так формируется русское национальное искусство, грядущий  его расцвет. Овладевая новыми жанрами, оригинальными стилевыми приемами, русские  композиторы обращаются к народно-национальным художественным истокам  и оплодотворяют этим свое молодое искусство.

Формирование национального искусства неразрывно связано с растущим общественным значением музыки, зарождением новых форм музыкального быта, овладением мировой музыкальной культуры, с музыкальным обучением и образованием.

Начало последовательного утверждения ведущего музыкального жанра XVIII века - русской оперы относится к концу 70-х годов. Это чрезвычайно важный рубеж на пути русской музыкальной культуры, когда упрочились общественное значение жанра опера, начали складываться  новые формы музыкального быта - концертная жизнь, домашние концерты.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин