в торжественных празднествах, музыка принимала
Наряду с участием в торжественных празднествах, музыка принимала и совсем иное участие в обусловленном быту Москвы, а затем Санкт-Петербурга. Если на открытом воздухе звучали трубы и литавры, сводные ансамбли духовых инструментов, то во время танцев на ассамблеях играли виолы, во время торжественных обедов - ансамбли валторн и труб, в театре, - вероятно, духовые и орган.
Известно, что в домах у самых знатных вельмож петровского времени - Меньшикова, Ягужинского, Головина, Строгонова были свои инструментальные капеллы. Свою капеллу имела и царица Екатерина. Наряду с иностранными музыкантами многие держали и русских и украинских народных музыкантов, главным образом бандуристов. Увлечение новой музыкой все росло, и среди столичного дворянства вскоре появились первые музыканты - любители, выписывающие для себя из-за границы клавесины и клавикорды. Это положило начало светскому домашнему музицированию.
Все более популярной становилась танцевальная музыка в быту. На ассамблеях, настойчиво вводившихся Петром, желавшим приучить русскую знать к новым формам общественного быта, покончить с упорной замкнутостью и провинциальностью московской жизни, звучала музыка модных танцев - мэнуэта, полонеза, англеза.
Известно также, что силами иностранных капелл (например, при послах) в Москве, а позже в Санкт-Петербурге исполнялись различные серенады и ноктюрны на открытом воздухе. Таким образом виды и стиль популярной на Западе бытовой музыки прививались в русских столицах. Но эта бытовая музыка в то время уже тесно увязывалась с концертной; наряду с серенадами в некоторых частных домах устраивались и целые концерты иностранных музыкантов.
Таким образом, развитие русской музыкальной культуры в начале XVIII века, ее чисто светская направленность, приобщение к европейским достижениям, участие искусства в общественной жизни стоит в тесной связи с реформами и культурными преобразованиями Петра I, который стремился использовать лучшие стороны мировой культуры для укрепления Российского государства.В этой связи в истории развития русского музыкального искусства время Петра I имело большое значение. Оно завершило перелом на его пути, открыло новые перспективы творческого развития в XVIII веке, приведшего к классическому периоду русской музыки - периоду великого Глинки.
Содержание Назад Вперед
Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий