Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Развитие музыкальной культуры в годы царствования Петра I - часть 2


С другой стороны, передовым русским деятелем была вполне ясна прогрессивная роль музыки в общественной жизни вообще. Посланные Петром за границу П.А. Толстой, А.М. Матвеев, А.Б. Куракин, изучая музыкальную культуру разных стран (итальянскую оперу, придворную, бытовую и церковную музыку), выделяли прежде всего ее гуманистические черты. Описывая венецианские музыкальные празднества, салонное музицирование в Париже, исполнение ораторий в Риме, русские путешественники подчеркивали связь музыкальной культуры и общественного уклада западноевропейских стран. Развитая городская общественная жизнь Парижа или Венеции воспринималась в тесной связи с расцветом музыкальной культуры.

Признание общественного, чисто светского, гуманистического в своей сущности, значения музыки во время Петра I теснейшим образом увязывалась с изменениями, происшедшими в самом музыкально-общественном укладе, в различных областях русской музыкальной жизни.

Музыка, вошедшая в театр при самом зарождении его, теперь получила здесь новое значение. Она приобрела торжественно панегирический характер в аллегорических спектаклях, прославивших военные победы Петра. Вместе с тем русская музыка приблизилась к  оперным ариям в различных постановках театра Кунста (с 1702 г.), привнесшего в Россию традиции немецких бродячих групп. В этом театре первоначально предполагались даже оперные спектакли («поючие действа»), но по ряду причин они не состоялись. Первый публичный (открытый ) профессиональный театр в России стал и самым музыкальным театром. Тексты его пьес изобиловали вокальными номерами - лирическими, декоративными, шуточными, торжественными, но музыка, к сожалению, не сохранилась, хотя, вероятно, заимствовалась из популярных оперных арий.

Одновременно с прибытием труппы Кунста из-за границы была выписана целая партия музыкантов (исполнителей на духовых инструментах, во главе с капельмейстером). Они участвовали в спектаклях театра Кунста, во всевозможных придворовых празднествах. Желая пополнить кадры отечественных актеров и музыкантов, Петр I отдавал в обучение иностранцам русских юношей, часто из мальчиков-певчих, которые меняли, таким образом, квалификацию, становясь из церковных чисто светскими музыкантами.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин