Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Предисловие - часть 2


Трудности кочевой жизни, борьбы с суровой природой, примитивные формы труда, связанные с ежегодной периодичностью цикла земледельческих работ, патриархально-бытовой уклад, наконец, пантеистическое мироощущение, свойственное языческой религии, с ее обожествлением сил природы (солнца, земли, бел-горюч камня, леса заповедного), - все это нашло отражение в дошедших до нас древних обрядовых песнях.

Можно предполагать, что музыка древних восточных славян развивалась в связи с культурами других племен, населявших территорию Руси (скифы-сарматы и др.), а также восточных соседей славян-хазаров, печенегов, позднее - половцев (кипчаков).

Вероятно, значительным было воздействие многообразного фольклора волжских булгар.

Несомненно, русская песня впитала в себя многие характерные попевки, обороты, не говоря уже о ладовых особенностях, музыки башкир, чувашей, мордовцев, калмыков и других приволжских племен, предки которых жили в этом крае уже в те отдаленные времена.           Воздействие на музыку древних восточных славян могла оказать, по-видимому, и античная музыкальная культура. Ее следы долгое время сохранялись благодаря наличию греческих поселений черноморского побережья. В числе археологических находок этого края сохранилось немало памятников, представляющих собой изображение музыкальных инструментов или бытовых музыкальных сцен.

Элементы античной культуры могли передаваться Руси и через посредство южных и западных славян, отдельные племена которых в разное время находились в зависимости от греко-римского владычества. Во всяком случае, эти греко-римские влияния сказались на культуре древних восточных славян задолго еще до принятия ими христианства.

Примером такого воздействия являются древне-языческие “русалии” (“русальная неделя”) - весенний праздник восточных славян (позднее приуроченный к троицыну дню), причудливо сочетавший обряды, связанные с культом предков и поминанием покойников, с различными скоморошьими игрищами. Трудами целого ряда исследователей установлена связь древнерусских русалий (в течении многих веков вызывавших негодование христианских проповедников) с латинским весенним праздником “День роз”.


Начало  Назад  Вперед