Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Песня


В эти же годы, когда создавались опера на русский текст, сонаты Мадониса, развивалась русская вокальная лирика. В отличие от кантов XVII века, она уже была  чисто светская. В рукописных сборниках кантов к середине столетия появляются наряду с духовными и панегирическими произведениями этого жанра, первые образцы любовно-лирических, реже застольных или шуточных кантов. Авторы их неизвестны, но можно предположить,  сочинялись они грамотными любителями музыки из городских слоев. Расцвет русской вокальной лирике стал своеобразной предтечей русского романса. На первых порах это было еще угловатое, наивное, «неуклюжее» светское искусство. Но в нем уже проявилось яркое личное чувство, некоторая сентиментальность и неповторимая мелодичность. Воспевается «безмерная любовь», «прекрасные розы», «неисцельные раны»... Со временем изменяется весь стиль кантов: их мелодика становится более субъективной, индивидуально выразительной, иногда чувствительной, диапазон ее расширяется, регистр повышается, оживляется движение, возрастает организующая роль ритма. Некоторые канты были выдержаны даже в движении полонезов или менуэтов. Канты такого рода как и близкие по стилю изложения европейские песни полубытового характера, исполнялись голосом соло (или двумя голосами, как дуэт) с сопровождением гуслей, позже клависина.

В XVIII веке канты получили широкое распространение, стали бытовым искусством русского города. Именно в это время среди лирических и старинных духовных кантов в сборниках появились первые записи русских народных песен в характерном стиле кантов: «Ах реченьки, реченьки, холодные водоньки», «Ивушка, ивушка зеленая моя», «За морем синичка», «Ах матушка, жениха, жениха» и многие другие. И лишь после того, как русская песня в течение нескольких десятилетий собиралась и фиксировалась безымянными составителями и начался выпуск печатных сборников народных песен. Таким

образом, в XVIII веке в истории русского народного творчества начался новый этап - этап собирания и обработки народных мелодий - обогативших музыкальную культуру и духовную жизнь российского



Начало  Назад  Вперед