Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

       

Песня - Романс


Выход в свет тепловского сборника способствовал появлению нового жанра  русской вокальной лирики - «российской песни». Так называли тогда песню-романс, не всегда, впрочем, отличая ее от аранжировки народных мелодий.  По своему назначению эта песня была прежде всего бытовой и развивалась на фоне домашнего музицирования, а поэтому в широкие городские слои проникла не сразу.

На первых порах бытовое искусство было удивительно несложным и мало индивидуализированным. Большинство песен возможно сочинялись любителями, а не профессиональными  музыкантами. Некоторые песни представляли  собой переделки арий из иностранных опер без указания имени автора. Если музыка легко усваивалась, нравилась, становилась популярной, к ней подставляли новый текст и создавали  таким образом песню. В 1781 году, например, книгопродавец Мейер, выпустил в Петербурге  «Собрание наилучших российских песен» в пяти частях. И все тридцать песен «Собрания» публиковались как анонимные. Среди них были  менуэты, сицилианы, баркароллы, песни, выдержанные в движении полонеза и мазурки, французские арии. Таким образом,  влияние популярных, наиболее «модных» на Западе жанров наложило отпечаток на музыкальный характер сборника Мейера. По стилю изложения, по общему замыслу - это простейшие песенные куплеты, скромной неразвитой партией сопровождения.

В песенных сборниках XVIII века, рассчитанных на любителей, обычно обе партии вмещались на двух нотных строках.

В других «песенниках» того времени среди анонимных песен можно встретить перепечатки из сборника Теплова. Все более и более делается заметной тяга к песне чувствительной. Среди спокойных, элегических, легких по характеру произведений все чаще встречаются песни подчеркнуто сентиментального оттенка. Заметнее проявлялась индивидуализация песни, с постепенным углублением ее в мир личных переживаний, что нашло аналогию в поэзии и художественной повести тех лет. В «Сборнике российских песен» (1792 г.) появляется уже характерная песня такого типа - «стонет сизый голубочек» на известные в то время слова поэта И.И.
Дмитриева. Это сентиментальное и несколько наивное в своей чувствительности стихотворение привлекло тогда не одного музыканта. Если песни из упомянутого сборника 1792 г. была анонимной, то известно, что на те же слова сочиняли песни Тиц и Дубянский, талантливые песенные композиторы конца XVIII века. Отсюда, собственно, начинается новое время для русской вокальной лирики, которая приобретает более самостоятельное значение. Творческая индивидуальность композитора накладывает ясный отпечаток на песню - романс.

На примерах песен конца XVIII века отчетливо видно, как определилась основная тенденция развития этого жанра в его раннем периоде.

Ключевое значение приобретает в это время относительное углубление психологической выразительности песни и связанное с ней обогащение ее стиля, тонкость его - намечающиеся особенности песни-романса как камерного жанра. В зависимости от этого находится, с другой стороны, демократизация бытовой песни-романса, приближение ее к народно-песенным мелодиям, впитывание народно-бытовых попевок. Характерно, что более камерная по стилю песня, складывающаяся в это время и песня более популярная, бытовая, открыла сентиментальное направление, их сентиментализм, то более утонченный, то более мещанский, лег в основу - «жестокого» - романса

XIX века.

Типичным образцом сентиментальной бытовой песни 90-х годов можно назвать песню Федора Михайловича Дубянского «Стонет сизый голубочек». Безвременно умерший композитор и скрипач ярко выразил в своих немногочисленных произведениях новое сентиментальное направление русской вокальной лирики. Его песни просты, куплетны, предназначены для широкого круга любителей. Изданные в «Карманной книжке для любителей музыки на 1795 год» эти песни стали именно бытовой, домашней музыкой. Вместе с тем углубили лирическое значение этого жанра, вложили в него новое, более индивидуальное содержание. Дубянский, несомненно, приблизился к мелодическому стилю народно-бытовой  городской песне. Это придало его произведениям особый отпечаток в сравнении с несколько безличными песнями типа мейеровского сборника, выделило его творчество на этом ровном, довольно нейтральном  стилевом фоне.


Во многих русских песнях рукописных сборников можно найти мелодические обороты, родственные песенному стилю Дубянского. Но вместе с тем композитор внес в песню личное творческое начало, ее сентиментальный характер, что нашло непосредственное выражение в самих изломах ее мелодической линии.

К концу XVIII века выдвинулся ряд других русских песенных композиторов. Среди них - Иосиф Козловский, разносторонний музыкант (педагог, руководил музыкальным оформлением придворных празднеств, служил в Дирекции императорских театров), писавший помимо «российских», песни на французские и итальянские тексты, торжественные полонезы, театральную музыку. В этом ряду следует назвать Д. Кашина, талантливого композитора из крепостных, слепого музыканта А. Жилина, Т. Жучковского и др.

Жизнедеятельность большинства из них протекала уже в XIX веке и непосредственно подготовила расцвет русского романса в творчестве Алябьева, Варламова, Гурилева. В их искусстве нашли свое продолжение характерные тенденции русской песни XVIII века. Жилин продолжал развивать сентиментальное направление, склоняясь, однако, к некоторой условности салонного дилетантизма. Создавая пасторально-идиллические сентиментальные романсы, Кашин в своих произведениях углубил ту связь с народно-бытовой песенной мелодикой, которая определилась в творчестве Дубянского.

Что касается Козловского, который принадлежал к старшему поколению композиторов, его зрелые сочинения появились еще в 90-х годах XVIII века. Песни Козловского интересны во многих отношениях. Некоторые из них настолько развиты по стилю изложения, что уже не могут быть названы бытовыми произведениями. Композитор прекрасно владел приемами современного ему западноевропейского музыкального письма, хотя вовсе не стал простым подражателем. Козловский являлся ярким выразителем сентиментального направления русской песни, которая приобрела в его творчестве романтические черты «жестокого» романса. В отличие от Дубянского его песни более утончены, изысканы, сложны. Это песни другого, более узкого круга любителей и знатоков, более «профессиональные», это первые  образцы камерной вокальной лирики.В обстановке XVIII века восхищает своим развитым изложением, подчеркнутой экспрессивностью песня «Прежестокая судьбина»,в которой словно сгустились черты жестокой сентиментальности.

Таким образом, в развитии русской песни к концу XVIII столетия проявились тенденции, которые с полной силой выявились в процессе дальнейшего развития русской вокальной лирики, - психологическая углубленность, связь с народно-бытовым искусством. Но эти песни дали лишь первые ростки нового искусства. В массе своей - это еще легкие, неразвитые бытовые, «домашние» произведения, скромные по масштабам и не всегда глубокие по выразительной силе. Жеманная пасторальная поэзия нередко окрашивала их вялые,  бледные условные  тона, носила на себе характерный отпечаток салонного дворянского дилентантизма. Но среди них уже выделялись первые незаурядные образцы ранней вокальной лирики, прокладывающие путь к ее будущему расцвету.


Содержание раздела