Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Песня - Романс - часть 3


Во многих русских песнях рукописных сборников можно найти мелодические обороты, родственные песенному стилю Дубянского. Но вместе с тем композитор внес в песню личное творческое начало, ее сентиментальный характер, что нашло непосредственное выражение в самих изломах ее мелодической линии.

К концу XVIII века выдвинулся ряд других русских песенных композиторов. Среди них - Иосиф Козловский, разносторонний музыкант (педагог, руководил музыкальным оформлением придворных празднеств, служил в Дирекции императорских театров), писавший помимо «российских», песни на французские и итальянские тексты, торжественные полонезы, театральную музыку. В этом ряду следует назвать Д. Кашина, талантливого композитора из крепостных, слепого музыканта А. Жилина, Т. Жучковского и др.

Жизнедеятельность большинства из них протекала уже в XIX веке и непосредственно подготовила расцвет русского романса в творчестве Алябьева, Варламова, Гурилева. В их искусстве нашли свое продолжение характерные тенденции русской песни XVIII века. Жилин продолжал развивать сентиментальное направление, склоняясь, однако, к некоторой условности салонного дилетантизма. Создавая пасторально-идиллические сентиментальные романсы, Кашин в своих произведениях углубил ту связь с народно-бытовой песенной мелодикой, которая определилась в творчестве Дубянского.

Что касается Козловского, который принадлежал к старшему поколению композиторов, его зрелые сочинения появились еще в 90-х годах XVIII века. Песни Козловского интересны во многих отношениях. Некоторые из них настолько развиты по стилю изложения, что уже не могут быть названы бытовыми произведениями. Композитор прекрасно владел приемами современного ему западноевропейского музыкального письма, хотя вовсе не стал простым подражателем. Козловский являлся ярким выразителем сентиментального направления русской песни, которая приобрела в его творчестве романтические черты «жестокого» романса. В отличие от Дубянского его песни более утончены, изысканы, сложны. Это песни другого, более узкого круга любителей и знатоков, более «профессиональные», это первые  образцы камерной вокальной лирики.В обстановке XVIII века восхищает своим развитым изложением, подчеркнутой экспрессивностью песня «Прежестокая судьбина»,в которой словно сгустились черты жестокой сентиментальности.

Таким образом, в развитии русской песни к концу XVIII столетия проявились тенденции, которые с полной силой выявились в процессе дальнейшего развития русской вокальной лирики, - психологическая углубленность, связь с народно-бытовым искусством. Но эти песни дали лишь первые ростки нового искусства. В массе своей - это еще легкие, неразвитые бытовые, «домашние» произведения, скромные по масштабам и не всегда глубокие по выразительной силе. Жеманная пасторальная поэзия нередко окрашивала их вялые,  бледные условные  тона, носила на себе характерный отпечаток салонного дворянского дилентантизма. Но среди них уже выделялись первые незаурядные образцы ранней вокальной лирики, прокладывающие путь к ее будущему расцвету.




Начало  Назад  Вперед