Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Песня - часть 2


общества.

Наряду с безымянными рукописными сборниками кантов - этим песенным репертуаром города, в середине XVIII века вышел печатный сборник вокальной лирики под названием «Между делом безделье, или собрание разных песен» (1759). Известен   автор этого сборника Григорий Николаевич Теплов (1711-1779), это был просвещенный любитель музыки (играл на скрипке, пел, дирижировал), в молодости завершил свое образование за границей, впоследствии видный сановник, почетный член Академии наук. Если тексты песен рукописных сборников в большинстве принадлежали неизвестным авторам (как исключение встречаются тексты Ломоносова, Тредиаковского), то тексты песен Г.Н. Теплова заимствованы у известных современных ему поэтов -  Сумарокова, Елагина и др. В отличие от песен рукописных сборников, песни Теплова охватывали лишь любовно-лирические, преимущественно сентиментальные песни, жалобы несчастной, неразделенной любви (или разлуки). Среди 17 песен тепловского сборника иных произведений нет. Сопоставление поэтического текста и музыки и анализ музыкального изложения этих песен позволяют сделать вывод о своеобразном происхождении их стиля. Г.Н. Теплов охотно использовал такие западно-европейские музыкальные жанры  как менуэт (старинный французский танец) и  сицилиана (сицилийский народный танец или песня). А  в  тех случаях, когда он не обращается к этим жанрам - выдерживал характерное ритмическое движение какого-либо танца. При этом сама фактура его песен, их мелодический склад, - несомненно, инструментального типа: инструментальные пассажи в мелодии, как будто бы совсем не

связанные с поэтической декламацией, высокая тесситура1, резкие скачки.

Как и большинство кантов, песни Г.Н. Теплова  выдержаны в трехголосном изложении; средний голос часто вторит верхнему, но басы  носят чисто инструментальный характер (иногда тремоло в басу, часто барабанные басы). По-видимому, здесь, как в большинстве берлинских или венских (даже гайдновских) песен XVIII века,  предполагалось непременное участие клавесина, который исполнял все три голоса песни.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин