Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Опера - часть 5


Выбор сюжета - античный миф, композиция, вокальный стиль типичный для неаполитанской оперы сериа. В основе оперы - сольное пение, арии; ансамбли и хотя имели второстепенное значение. Как композиционный прием применялся эффект сценических превращений, характерный для французской оперы. Например, идиллический пейзаж во владения Авроры внезапно обращался в мрачную пустыню. Оркестр был невелик и неразнообразен: струнные, волторны и литавры. В некоторых случаях он играл, впрочем, изобразительную драматическую роль (картина вихря и грозы во время похищения Цефала).

Арайя, быть может, неосознанно впитал какие-то влияния бытовой русской музыки, усвоил некоторые особенности ее интонационного склада. Что касается вокального стиля оперы, то это был тот итальянский стиль, который в XVIII веке стал уже общеевропейким: широкая мелодика с характерными колоратурами, типичные чувствительные задержания - вздохи, порою пассажи инструментального склада, даже не соответствующие подчас выразительному смыслу текста.

Однако при всей самостоятельности этой оперы значение ее как первого оперного произведения на русское либретто, исполненного русскими певцами, все же очень велико. Это наиболее важный результат творческой деятельности Арайи в России. Проведя здесь 24 года (с 1735 по 1759, не считая поездок в Италию за артистами), будучи первым и в течение долг ого времени единственным представителем итальянского искусства, он привнес в Санкт-Петербург стиль придворной итальянской оперы сериа, сделал первый опыт создания русской оперы.




Начало  Назад  Вперед