Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Опера - часть 4


Таковы были достижения мировой музыкальной культуры, с которыми раньше всего и ближе всего соприкасались  русские музыканты. Но лишь органическое претворение всего этого, творческое преодоление влияний, подчинение новых выразительных средств формированию национального искусства могло вывести русскую музыку на правильный путь подлинного мастерства. Это произошло не сразу. В течение XVIII и начале XIX века шло проникновение “западных” влияний в процесс формирования русского национального искусства.

К 50-м годам XVIII проявилось стремление, правда еще скромное, подчинить европейские  жанры новым, национальным задачам.

Несмотря на все ужасы крепостного гнета, реакционную политику русского царизма, в XVIII  веке растет и крепнет русская культура, творческие силы русского народа неуклонно находят свое проявление в различных ее областях. Знаменателен факт, что в те же годы, когда выдвигается из народа первый великий русский ученый М.В. Ломоносов, когда открывается первый “Российский театр” (1756), - возрастает повышенный интерес к русской народной песне. В рукописных сборниках кантов появляются первые записи и обработки народных песен.

В это же время ставится первая опера на русский текст А.П. Сумарокова (по Овидию) - «Цефал и Прокрис» Арайи (1755). Исполнялась опера силами русских и украинских певцов - почти детей - Гаврилы Марцинкевича, Степана Евстафьева, Николая Ктитарева и талантливой певицы Елизаветы Белоградской. Хор состоял из придворных певчих. Это были первые русские оперные певцы. Но сама опера, написанная на русский текст и исполненная русскими певцами, еще не могла именоваться русской в полном смысле этого слова.

Сюжет оперы вкратце таков: во время бракосочетания Цефала и Прокрис влюбленная в Цефала богиня Аврора похищает его, но он отвергает ее любовь. Стремясь отомстить Цефалу, Аврора с помощью его соперников старается возбудить ревность Прокрис. Когда та прячется, наблюдая за Цефалом, он нечаянно ранит ее и, в отчаянии и от своей ошибки, умирает сам.


Начало  Назад  Вперед