Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Опера - часть 3


Все в ней есть знатно, великолепно и удивительно. В ее содержании ничто находиться не может, как токмо высокие и несравненные действия, божественные в человеке свойства, благополучное состояние мира, и златые века собственно в ней показываются. Для представления первых времен мира и непорочного блаженства человеческого рода выводятся в ней иногда счастливые пастухи и в удовольствии находящиеся пастушки... Чрез свои хитрые машины представляет она нам на небе великолепие и красоту вселенные; на земле силу  и крепость человеческую....”.

Характерно, что вскоре после появления в печати статьи Штелина французские просветители объявили решительную борьбу против “оперы богов”, против ее условного стиля, во имя правдивого, естественного, “близкого природе” искусства. Тяга к более реалистичному искусству быстро возникла и в России. Однако в течение первых десятилетий существования итальянской оперы в русских столицах она оставалась придворным жанром.

Показательно в этом смысле торжественное празднование коронации Елизаветы в 1742 году. Поставленные одновременно пролог, опера и балет должны были непосредственно прославлять царскую власть, силу и величие российской империи, мудрость и могущество императрицы. Пролог (текст Штелина, музыка Далольо) носил название: “Россия по печали паки обрадованная” (коронованием Елизаветы); затем исполнялась опера известного саксонского композитора итальянской школы Гассе “Титово милосердие”. Для этого спектакля - первого оперного спектакля в Москве - был специально построен театр на берегу Яузы.

В первой половине XVIII века оперные постановки в России оставались сравнительно редкими и особо торжественными событиями. Ставились почти исключительно итальянские оперы Сериа, главным образом самого Арайи, иногда Гассе, несколько позже Раупаха. С этого времени начинается влияние итальянского оперного стиля на русскую музыку. Следы этого воздействия заметны в мелодике первых опер и романсов русских композиторов. Итальянский вокальный стиль, кантилена и колоратура, а также общеевропейский гармонический стиль изложения выявлялся именно в итальянской опере.




Начало  Назад  Вперед