Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Обрядовые песни


Обрядовые песни, по сравнению с эпическими, в своих истоках восходят к еще более древнему периоду. В текстах обрядовых песен просматривается тесная связь с древней языческой стариной. Вместе с тем, напевы многих обрядовых песен по своей мелодике и ладовой структуре нередко являются остатками архаических музыкальных структур. Обрядовые песни можно разделить на «сезонные» или «календарные»  (колядки, веснянки и др.) и обрядовые - бытовые (свадебные причеты и песни, похоронные плачи и т.д.). 

С древнеязыческим мировосприятием связан и один из основных поэтических приемов, характеризующий русскую народную песню и особенно полно проявившейся в обрядовых, а также лирических- «протяжных» песнях.

Мы имеем в виду так называемый психологический параллелизм. Под этим термином подразумевается широко использованный в народной лирике прием сравнений (метафор), заимствованных из явлений природы, окружающей русского крестьянина: из мира птиц, зверей, растений, водной стихии и т.д. Так, девушки сравниваются с белыми лебедушками, молодец - с ястребом, соколом или горностаем; замужняя женщина - с утушкой серой; муж - с сизым селезнем; нежданные гости - с внезапно повеявшим ветром; вдова и сирота - с горькой кукушечкой; тоскующая женщина - с вытоптанной травушкой, со срубленной сосенкой. Калина-малина, красная смородина - символы девушки-невесты. Завядшие цветики, поникшие ветви деревьев, замутившаяся вода реки - олицетворение горя, печали.

Корни этого художественного приема лежат в первобытных представлениях древних славян, одухотворявших силы и явления природы.

Среди дошедших до нашего времени обрядовых песен особый интерес представляют так называемые «календарные» или «сезонные» песни, тесно связанные с циклом земледельческих полевых работ. Сюда относятся «колядные», «масленичные», «пахотные», «русальные» и другие песни седой старины, языческой религии, с ее так называемым аграрным (земледельческим) культом почитания земли и солнца. Нетрудно заметить, что большинство народных обрядов древнего языческого культа было связано с основными повторными моментами движения земли вокруг солнца: с зимним и летним солнцестоянием, весенним и  осенним равноденствием.




Начало  Назад  Вперед