Музыкальные общества и музыкальные издания
В 1772 году в Петербурге любители музыки, музыканты- профессионалы, артисты организовали Музыкальный клуб. В Москве также создается в 90-х годах подобное же музыкальное общество «Музыкальная академия». Подобного рода клубы ограничивались устройством концертов, организацией любительских оркестров и трупп, но все же они свидетельствовали растущей тяге к новым формам общественно-музыкального быта.
Музыкальная жизнь к исходу XVIII века становится более интенсивной, возникают новые музыкальные интересы, растет потребность в музыкальной литературе и музыкальных знаниях. Появляются отдельные нотные издания, печатаются переводы различных музыкальных школ. На прилавках магазинов появились карманные книжки для любителей музыки, содержащие краткие сведения о композиторах, разъяснения музыкальных терминов, нотные приложения.
В Москве пропагандой музыкальной культуры занялся нотный журнал «Музыкальные увеселения» (1774-1775), в 90-х годах в Петербурге - журнал итальянского театра (1795-1796). Их дополняли гитарный журнал, журналы клавирной и фортепианной музыки, в которых печатались популярные оперные арии, аранжировки оперных отрывков, танцевальные пьесы, обработки русских песен - репертуар домашнего музицирования.
В эти же годы появляются методические руководства, которые имеют более специальное назначение: «Клавикордная школа» Лелейна, «Верное наставление в сочинении генерал-баса» Келнера, «Основательное скрипичное училище» Леопольда Моцарта.
Непреходящее значение имело, несомненно, музыкальное творчество этих лет, работа русских композиторов над оперой, песней, инструментальными жанрами. Лишь теперь - во второй половине XVIII века - новая, светская музыкальная культура переживает свой первый творческий расцвет. Возникает русская опера, развивается художественная песня, зарождается инструментальная музыка.