Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

       

Музыка при Московском дворе


Со времен московского Великого князя Ивана III (1462-1505), который был уже Великим князем «всея Руси» и смотрел на свое расширившееся государство, как на «третий Рим», придавая ему большое мировое значение, завязались очень важные культурные связи Москвы с Западом. Это имело тем большее значение, что происходило как раз в эпоху формирования русского национального государства (присоединение Новгорода к Москве, конец татарского ига) и, следовательно, приобретало не местный, а широкий государственный смысл. Стремление к укреплению государственной власти и возвышение Москвы побудило изменить весь уклад придворной жизни. Благодаря женитьбе Ивана III в 1472 году на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог зарубежные культурные связи существенно расширились. В Москве появились не только итальянские архитекторы и врачи, но и органисты, выписанные для великокняжеского двора. Сам придворный церемониал приобрел небывалую сложность и пышность (по византийскому образцу). Музыка, ранее служившая преимущественно церкви, заняла в нем свое прочное место. Был учрежден особый хор государевых певчих дьяков - для придворной церкви и для придворных пиров и празднеств. Этот хор в последствии расширялся, изменялся в смысле состава голосов и позже из него выросла так называемая придворная певческая капелла.

Известно, что при Борисе Годунове в Кремле появились клавесины, привезенные из Англии (около 1585 г.). Несколько иностранных музыкантов попало в Москву при Лжедмитрии. Путешествия русских за границу также способствовали расширению культурных связей Москвы с Западом. Наконец, создание в середине XVII века немецкой слободы в Москве тоже сыграло свою роль. У обитателей слободы Петр I и знатные москвичи знакомились с немецкими музыкантами и музыкальными инструментами.

Во второй половине XVII века при дворе царя Алексея Михайловича (1645-1676) появились орган и инструментальный ансамбль. Органная музыка зазвучала и в домах передовых московских бояр - Никиты Романова, Артамона Матвеева, Ильи Милославского неуклонно росло увлечение музыкой, число профессиональных музыкантов.
В то время это казалось смелым и необычным. Духовенство даже попыталось бороться с такими новшествами, считая их «греховными», но это было лишь началом большого культурного движения, развернувшегося с особой силой еще в эпоху Петра Великого (1682-1725).

Передовые русские люди проявляли живой интерес к культуре Западной Европы, и это стремление к своеобразной «европеизации» России диктовалось самыми насущными нуждами общего развития страны - ее социально-политическими, экономическими потребностями в ту эпоху, когда она вступала в новый период своей истории.

Культурная замкнутость, нетерпимость ко всему иностранному, долго насаждавшаяся на Руси церковью, царскими чиновниками и косным боярством, постепенно уступала место сознанию необходимости культурных связей с Европой.

И начало этих связей было вместе с тем началом русской профессиональной музыкальной культуры, которая развивалась, усваивая и претворяя то лучшее, что было создано мировой культурой.






Содержание раздела