Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

       

Этапы развития музыкальной культуры России в XV-XVII веках


Музыкальная культура в Российском государстве складывается в своих характерных чертах уже с конца XV века, когда определяются ее тенденции, ее облик. Это была эпоха огромной важности в истории Отечества: свержение ордынского ига, укрепление и расширение Московского княжества, развитие его культурных связей с Западом. Все это заложило крепкую основу для широкого развития русской культуры на московской почве.

И действительно, в Московской Руси, с одной стороны, получает свое продолжение и полное завершение все, что характерно для русского средневековья, а с другой на рубеже нового времени складывается и музыкальная культура - светская и профессиональная, в отличии от искусства устной традиции (скоморохи и др.)

Примерно до XVII века длился период завершения на новой государственной основе старых, уходящих в историческую глубь процессов и бурной, неясной подготовки новых. Это все еще период скоморошества и культовой музыки, опирающейся в основном, при всех изменениях, на старинную традицию. Письменная светская музыка еще не существует. Но тяга к светскому искусству, проникновение в Москву иноземных музыкантов и музыкальных инструментов, создание новых форм культовой музыки, борьба различных социальных сил в области церковного искусства, - стала предвестником большого исторического перелома.

Конец XVII века, рубеж XVII-XVIII веков - время сильных культурных сдвигов в России. Это, по сути, переходных и чрезвычайно содержательный период развития музыкальной культуры. В недрах старого с полной силой проявляется новое, рвутся тормозящие движение старые традиции и узы, завязываются новые, прогрессивные связи с мировым искусством. На смену знаменному  пению приходит новый стиль - партесное (пение по партиям) многоголосное пение. Музыка принимает участие в светском театральном спектакле. Зарождается жанр вокальной лирики, пока еще духовной по тексту, но новой, прогрессивной в русских условиях, свободной от непосредственных церковных влияний. В этот переходный период уходят корни светской профессиональной музыкальной культуры; здесь сама ее

колыбель.

 В этой связи правомерно рассматривать развитие музыкальной культуры на Руси XV, XVI и отчасти  XVII веков, определяя этот период как период завершения средневековья и подготовки нового времени (особенно с XVI века). Вместе с тем переходное время от XVII к XVIII веку образует новый рубеж. Им открывается новая эпоха - зарождение светской профессиональной культуры как культуры национальной. Эта периодизация имеет под собой крепкую общеисторическую основу, так как она тесно связана с историей формирования русской нации.



Содержание раздела