Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Исторические песни - часть 2


Основная идея фольклора о Разине - это идея народного гнева, возмездия за то угнетение и произвол, которые испытывало на себе русское крестьянство со стороны господствующих классов. Во многих песнях о Разине нередко описываются сцены расправы с боярами, помещиками, “губернатором” и другими царскими чиновниками. Так, в песне о взятии Астрахани поется:

Что метался Стенька Разин на угольную на башню,

С великова раскату воеводу долой сбросил,

Ево маленьких деток он всех за ноги повесил.

Или:

Как грянули, прихватили прямо к губернатору на двор,

Не успел-то губернатор Стеньки встретити,

Ах, посадил-то Стенька Разин губернатора в тюрьму.

Мало-то того, его на виселицу.

Сходные сюжеты имеют песни и о другом вожде крестьянского движения - Емельяне Пугачеве. К сожалению, из-за жесткой цензуры песен о Пугачеве было записано и опубликовано в XIX веке немного. Народные певцы опасались сообщать их собирателям фольклора. По той же причине, вероятно, многие песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве утратили свою непосредственную связь с именами вождей крестьянских восстаний, превратившись в так называемые песни “разбойничьи” или “волжские бурлацкий”. Такова замечательная песня “Не шуми ты, мати зеленая дубровушка”. Упоминание собственных имен в ней отсутствует, однако еще во времена А.С. Пушкина существовала традиция трактовки этой песни как любимой песни Емельяна Пугачева, что нашло свое отражение в пушкинской повести “Капитанская дочка”.

Не шуми ты, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Что заутро мне, доброму молодцу, в допрос итти

Перед грозного судью - самого царя ...

Песня “Не шуми ты, мати зеленая дубровушка” - замечательный образец лирической (“протяжной”) крестьянской песни, с ее развитой сложной мелодикой широкого дыхания, полной огромного внутреннего напряжения. Из других исторических фигур наиболее яркое отражение в русской песне получила личность Петра Великого.

В XIX веке жанр исторической песни заметно сужается. Значительный интерес представляют лишь песни о самоотверженной борьбе русского народа с нашествием Наполеона в 1812 году.

 




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин