Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

Тумбы инструментальные по материалам http://www.bikomspb.ru. |

Инструментальная музыка


В течение XVIII века, вплоть до конца его, для развития инструментальной музыки в России определяющее значение имела связь ее с бытом и вокальными формами. Собственно камерные и концертные инструментальные жанры особенно выдвинулись впервые в 90-х годах.

Связь инструментальной музыки с бытом была прочной и разносторонней. Некоторые инструментальные жанры развивались в непосредственной связи с праздничным придворным  и крупнопоместным бытом. Другие же теснейшим образом связывались с домашним бытом, в особенности танцы, аранжировки популярных  песен. Преобладали танцевальные формы - от торжественного полонеза с хором до вальса (тогда еще редкого, совсем нового и «плебейского» танца) и обработки вокальных произведений -  от народных песен до модных церковных песнопений. Для более узких социальных слоев известное значение имела и музыка другого рода - камерные и инструментальные жанры. Вслед за сонатами Мадониса в России возникали аналогичные произведения других композиторов: по-видимому, Арайя писал клавирную музыку, клавирные сонаты Раупах, Старцер, Галуппи, Бортнянский. Такие жанры не получали еще широкого распространения; над ними работали главным образом композиторы - иностранцы. Лишь в отдельных случаях (как, например, в некоторых сонатах Мадониса) в этом искусстве проявлялись русские национальные черты. Основная же историческая роль его в России заключалась в том, что оно непосредственно приобщало молодых русских мастеров к новым формам мировой музыкальной культуры.

Развитие новых инструментальных жанров, как и развитые оперы в России, на первых порах зависело от придворного быта. И хотя новая танцевальная музыка, например, очень быстро вошла в быт русского дворянства, даже городского мещанства, все же на протяжении всего XVIII века в значительной мере ощущалось это воздействие придворной обстановки на формирование инструментального стиля.

Среди произведений, которые возникли в непосредственной связи с придворным бытом, выделяются грациозные, прозрачные по стилю  дивертисменты Паизиелло.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин