Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Инструментальная музыка - часть 6


В скрипичных композициях он постоянно обращался к вариационной разработке народной песни, создавая колоритные и вместе с тем блестящие скрипичные пьесы. Вообще, если Бортнянский - по преимуществу камерный, то Хандошкин - один из первых в России представителей блестящего концертного инструментального стиля. Но сочинения Хандошкина вовсе не сводятся к обработке песенных мелодий. Его сонаты для скрипки соло (без сопровождения) - это произведения развитого и смелого скрипичного стиля (этюдные пассажи, многоголосие, виртуозные  концовки). Основанные на разработке народных мелодий (очень свободной и вместе с тем нередко виртуозной), они не связаны никаким заимствованным материалом. Виртуозность Хандошкина, его блестящий скрипичный стиль отличался экспрессивным, несколько  импровизационным характером. Легко представить его виртуозом - импровизатором, судя по его сочинениям, например, скрипичные сонаты соль минор и ми бемоль мажор.

Как и в области русской вокальной лирики русского инструментализма, к концу XVIII века появляются замечательные ростки нового  отечественного искусства. Но как там, так и здесь, отдельные творческие явления сильно возвышаются над общим уровнем. Во время Бортнянского и Хандошкина общий стиль инструментальной музыки все еще в огромной мере определялся танцами, простейшими аранжировками песен, застольными пьесами и тому подобным бытовым искусством.

Формирование инструментального стиля XVIII века имело, несомненно, историческое значение для будущего. Все возрастающий интерес  к художественной отделке танцевальной музыки и развитие  вариационных методов в конце концов оказались очень важными для подготовки искусства Глинки; вспомним «Вальс-фантазию», «Камаринскую». С другой стороны, для расцвета русской инструментальной музыки важнейшую подготовительную роль, конечно, сыграло то овладение мастерством, которое выдвигает Бортнянского и Хандошкина на первое место среди ранних русских инструментальных композиторов.

Вообще для всех главнейших областей для различных жанров русского музыкального искусства - оперы, художественной песни, инструментальных форм - XVIII век был временем огромной творческой работы, определения путей.Если русская музыкальная классика была создана в XIX веке, то самые корни великого русского музыкального искусства уходят в XVIII век.





Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин