Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Инструментальная музыка - часть 5


При этом он не столько «обрисовывает»  внешний мир, сколько передает чувства, мысли, настроения в обобщенной, музыкальной форме.

Если в русской опере жанровые характеристики героев часто давались средствами народно-бытовой песни, если там вообще имели место бытовые сцены, то для камерной музыки Бортнянского такого роды тематика, такая передача объективного мира вовсе не характерна. Он не так близок к симфонизму Гайдна, который в большей мере базируется на переработке и развитии народно-бытового музыкального материала. Он ближе к инструментальной музыке Моцарта. Правда, национальные особенности подчас не очень резко проявляются в его искусстве. Будучи зрелым мастером, может быть, на наш взгляд, самым зрелым из русских композиторов XVIII века, он овладел высотами композиционной техники и двигался по пути медленного, но вполне органического создания русского искусства: не по пути бытовых жанров, а по более сложному пути самостоятельных инструментальных форм. Бортнянский может показаться менее русским, чем Фомин, но он вместе с тем начал культивировать в России более сложные музыкальные жанры. Быть может, творческий метод Бортнянского не дал сразу ярких в национальном смысле результатов, но он исподволь вел к Глинке. Отдельные нити от Бортнянского протягиваются даже к П.И. Чайковскому.

Дело жизни Бортнянского принесло в конце концов большие результаты, - он положил начало русской инструментальной музыке  самостоятельного значения, хотя эти результаты сказались не сразу.

Лишь один композитор XVIII века может по праву сравниться с Бортнянским, а в некоторых отношениях даже превосходит его. Это Хандошкин, чья творческая фигура особенно ярко выделяется на общем фоне инструментальной музыки его времени. В отличии от Бортнянского, он не имеет таких широких связей с современным ему искусством и не находит себе таких прямых аналогий на Западе. Он в большей мере стоит особняком. Хандошкин замечательный самородок, большой виртуоз и смелый художник. Он вовсе не так гладко усваивает общие, типические черты классического стиля и не легко укладывается в какие-либо «нормы».


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин