Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Инструментальная музыка - часть 4


Наконец, особое положение среди других занимал Бортнянский как фортепианный композитор. Его творчество отличается от специфически фортепианного творчества Гесслера тем, что неразрывно связано по своему стилю с камерным искусством вообще. Бортнянский - исключительное явление. Тогда как основными инструментальными жанрами в России оставались еще бытовые, главным образом танцевальные жанры, он в числе первых создал клавирные сонаты, камерные ансамбли, симфонии, не уступая в музыкальном письме итало-венской классической школе. Правда, его произведения предназначались для придворной обстановки, - создавались для концертов в Павловске и Гатчине. Но и симфонии Гайдна в большинстве случаев были написаны для королевских придворных концертов, хотя по своему содержанию выходили далеко за пределы придворного искусства.

Инструментальная музыка Бортнянского носит преимущественно камерный характер; в некоторой мере это относится даже к его концертам и оркестровым сочинениям - очень прозрачным, легким по фактуре. Его инструментальный стиль можно сравнить со стилем Иоганна Баха, отчасти со стилем Гайдна, в большей степени  Моцарта, особенно в его простейших образцах. Во всяком случае это уже классический стиль изложения и не клавирный, а простой фортепианный. Ясный гармонический язык, большая чистота линий, четкость фактуры, большая мелодичность, певучесть, пластичная форма, очень хорошее чувство целого, уравновешенность придают стилю Бортнянского именно классический характер. Его певучая мелодика вобрала в себя и элементы широкой песенности. Бортнянский выступал сторонником кристаллизации русского музыкального языка. В отличие от Фомина («Мельник, колдун»), он не кладет  в основу своего творчества обработку подлинных народных мелодий. Это - художник другого типа. Его творчество носит более субъективный европейский характер. Он, один из немногих в свое время культивирует жанры «чистой» инструментальной музыки, более обобщенной по средствам своей выразительности, чем музыка ранних опер.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин