Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века


Инструментальная музыка - часть 3


Однако уже к концу XVIII века как клавир, так и инструментальный ансамбль и скрипка вовсе не ограничиваются бытовым, домашним репертуаром. Складывается новая фортепианная, скрипичная и камерная литература, зарождается новый инструментальный стиль.

Наиболее обширной в то время стала область фортепианной музыки. Наряду со всевозможными обработками песен и совсем простыми и даже виртуозными появляется русская фортепианная соната и фортепианный концерт. Правда, в количественном отношении обработка вокальных произведений все еще занимает главнейшее место. Но развивается самый стиль этих обработок. На основе простой песенной темы нередко вырастали интересные, содержательные вариации. Особенно положительную историческую роль сыграла в это раннее время формирования инструментального стиля народная песня в вариационной разработке. Вариации на песенные темы привлекали внимание многих композиторов. Особый интерес сохраняют для нас прежде всего фортепианные вариации таких русских мастеров, как  Хандошкин. Будучи выдающимся скрипачом и скрипичным композитором, он оставил и ценные образцы ранней русской фортепианной музыки. Значительно также фортепианное творчество Гесслера, который гораздо крепче, чем другие инструментальные композиторы-иностранцы был связан с Россией и ее искусством, проведя здесь большую часть своей жизни. Впрочем, большинство его произведений относится уже к началу XIX века, когда он становится одним их самых влиятельных авторов в своей области и играет заметную роль в  формировании молодой русской фортепианной школы, ему удалось сродниться с новой обстановкой.

Что касается Хандошкина, то главные достижения его как композитора, конечно, проявились в скрипичном творчестве. Для  развития фортепианного стиля было важно то, что он - русский художник, органически связанный с родным народно-песенным искусством, работал над фортепианными произведениями. Его вариации на тему песни «Выду ль я на реченьку» даже в скромных рамках могут уже свидетельствовать о том, как хорошо он овладел современным ему фортепианным стилем изложения и как легко, с какой простотой он подчиняет его разнообразные приемы свободной обработке русской песни.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин